
Сегодняшний киноюбиляр из числа тех людей, кому не приходится искать сложностей в жизни, - они находят их сами: 70 лет исполняется режиссёру, сценаристу и актёру Терри Гиллиаму (Terry Gilliam). Уроженец штата Миннеаполис Гиллиам с детства любил рисовать и после окончания колледжа (где получил диплом политолога) устроился в редакцию в качестве иллюстратора. Три года спустя Гиллиам познакомился и завязал дружбу со сценаристом и актёром из Британии – того звали Джон Клиз, а это знакомство стало судьбоносным для обоих. Через некоторое время Терри перебрался в Европу и в Лондоне (при содействии всё того же Клиза) вливается в коллектив телешоу “Do Not Adjust Your Set”, на съёмках которого завязывает общение с прочими участниками будущего культурного феномена “Monty Python”. Первый выпуск “Летающего цирка Монти Пайтон” выходит в 1969-м году - и на последующие пять лет становится главным делом в жизни Гиллиама, который в 1975-м году выступает в качестве сорежиссёра полнометражки “Monty Python and the Holy Grail”. Самостоятельным дебютом на большом экране стала сатирическая фантазия “Jabberwocky”, базировавшаяся на стихотворении Льюиса Кэрролла и в целом встретившая не слишком тёплый приём, однако последовавшая через четыре года приключенческо-фантастическая сказка “Time Bandits” реабилитировала режиссёра в глазах публики.
В 1985-м году Терри снял свой, возможно, самый главный фильм – одну из наиболее известных антиутопий, “Brazil”. Картина стоила творцу немалых нервов, причём как во время, так и после окончания съёмок: руководство студии Universal не устроила финальная версия, и оно потребовало перемонтировать материал, сократив фильм и сделать более оптимистичную концовку. Гиллиам отказался, и лента пролежала на полке почти год, после чего всё-таки вышла в прокат, хоть и с изменённым финалом. Стала жертвой смены руководства и следующая работа режиссёра, приключенческая сказка “The Adventures of Baron Munchausen”, прошедшая практически незамеченной в прокате, не сумевшая даже отбить бюджет, но удостоившаяся 4-х номинаций на «Оскар». Год 1991-й – второй грандиозный фильм Гиллиама “The Fisher King” и редкий случай, когда Терри работал по чужому сценарию (4 «оскаровских» номинации и премия за лучшую женскую роль второго плана). Вышедшая в 1998-м году фантастическая драма “Twelve Monkeys” была практически лишена присущего Гиллиаму юмора, коммерческого успеха не добилась, однако принесла «оскаровскую» номинацию Брэду Питту и снискала статус культового фильма. Культовой стала и последовавшая через три года психоделическая экранизация романа Хантера Томпсона “Fear and Loathing in Las Vegas”, хотя также особой прибыли в прокате не добилась.
...
Читать