“Куда ведет эта дорога?”
“Это не дорога, это направление.”
“Направление куда?
“В никуда”
фильм «Счастье мое»

В: фильме «Счастье мое» много сюжетных линий, и все истории, показанные на экране, кажутся реальными, как Вы их находите?
С.Л: Я путешествовал по России с 1997 года, снимая документальные фильмы, в основном в провинции. От Санкт-Петербурга до Урала мы путешествовали, на машине, и, конечно, из каждой такой поездки возвращаешься с историями. Иногда они появляются неожиданно – подошел мужчина и без всякой причины начинает говорить с тобой – а иногда ты сам становишься частью такой истории. Иногда ты останавливаешься сделать фотографию человека, и он начинает разговаривать с тобой. И совсем скоро ты уже знаешь всю историю его жизни. Со временем у меня накопилось достаточно материала и я подумал, что могу снять художественный фильм.
В: «Счастье мое» - необычное название для этого фильма…
С.Л: Когда я начинал писать сценарий, основной темой была выбрана история водителя, который перевозил муку и застрял где-то. Его избили, после чего он очнулся в странном доме какой-то женщины. Он начал влюбляться в нее. Он продавал муку, чтобы заработать на жизнь, а потом продал грузовик. Но она исчезла. Это реальная история. Он стал жить, как бродяга – не мог вернуться к своей старой жизни, он продал грузовик, который ему не принадлежал, он стал преступником. Изначально у меня был сентиментальный финал – он не мог забыть женщину и верил, что когда-нибудь она вернется. Именно эта первоначальный вариант дал название фильму. Которое теперь и звучит, это горькая ирония.
Итак, я хотел снять фильм о любви. Но, как это обычно бывает с русскими – чтобы ты не начинал делать, все заканчивается автоматом Калашникова.
Персонажи, которые я встречал в моих поездках, стали «стучаться в дверь». И в конце осталась всего одна маленькая история из первоначальной версии, а остальное было страшной сказкой. Странные тени выползли из моего подсознания и начали говорить.
В: Кажется, что персонажи, которых Вы описываете, потерянные, постоянно ищущие направление.
С.Л: Система дорог России построена в виде дерева – от больших городов к маленьким городкам и к деревням, меленьким селам, а оттуда нет пути дальше, остается только возвращаться назад. Весьма вероятно, что в 5-ти километрах находится село, но дороги, связывающей их, может не быть. Одно село может быть в одном административном районе, а другое – в другом, и единственный способ соединить их – вернуться в город.
Такая система дорог отображает способ мышления, менталитет. Есть центр, а также есть скопление маленьких точек, которые не имеют абсолютно никакого значения. И только одна дорога, соединяющая с центром. Таким образом, существует иерархическая система, в которой есть только одна правда, а все остальное второстепенное. Ты живешь рядом с чем-то и совершенно это не замечаешь, не видишь его. Часто случается, что ты можешь найти себя в конце пути, в начале неизвестности. Чертов тупик, как они это называют.
В: Вы уехали из России в 2001 году; нужно было уехать, чтобы снять такую историю?
С.Л: У меня появилась возможность переехать в Германию и я ею
Читать