<МЕТА> - Украина | Блоги | Українська
<META> - Украина
Интернет
Реестр
Новости
Рефераты
Товары
Блоги
искать в сообществе Одесский МКФ
Авторизация
Логин:
Пароль:
 
#

Календарь

 Август 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
#

Впечатления об Одесском кинофестивале на трёх страницах

kuklean | 2011-07-28 18:10:50  
Сообщение прочтено 2617 раз

Проблема любого кинофестиваля – количество фильмов. Помимо конкурсной, на Одесском международном кинофестивале было ещё несколько программ – французская, российская, украинская, обзорно-фестивальная, спецпоказы, гала-премьеры, ретроспективы и т. д. Одному человеку увидеть всё не под силу, поэтому приходится выбирать. Как оказалось, залы на премьерах вроде «Меланхолии» или, например, «Пина 3D» напоминали трамваи в час пик, в то время как на фильмах конкурсной программы было много свободных мест. О чём это говорит? О том, что зритель не воспринимает фестиваль, как состязание фильмов, а более, как возможность увидеть громкие новинки. Зрителя можно понять – «Пину» вряд ли будут прокатывать в Украине, да и «Меланхолия» выйдет, в лучшем случае, ограниченно. С другой стороны, что бы сказали уважаемые прокатчики, увидев объявление «Все билеты на «Пину» проданы»? Что народу по-прежнему нужны только лишь простые динамичные фильмы по комиксам?


oiff,омкф
Больше всего на фестивалях «жалко» жюри. Особенно на таких летне-курортных, как Одесский или Каннский, или Венецианский. Что бы там не происходило прошлой ночью, какие бы принципиальные вопросы искусства не обсуждались в предрассветные часы за кружкой «чая», член жюри обязан быть на утреннем пресс-просмотре очередного фильма-конкурсанта, чтобы вынести в последний день свой вердикт. И жюри исправно приходило к 10 часам.

Когда в последний день фестиваля, после просмотра последнего конкурсного фильма, пытаешься угадать, кто же станет победителем, меньше всего обращаешь внимание не состав жюри и прочие внешние факторы – судишь сам, как свой собственный независимый суд, и… не попадаешь. После того, как все мыслимые и немыслимые призы в уме и сердце отданы «Альмании», решению наградить «Tomboy» по меньшей мере, удивляешься. Фильм, конечно, симпатичный, трогательный, острый… Затем следует классическое «но…», и кажется, что фильму, у которого есть «но…» не дают первых премий. Но после минутного раздумья, понимаешь, что жюри по-своему право – из всех фильмов «Tomboy» говорит о самом важном, и говорит очень правильно. Пусть и односторонне, но правильно. «Альмания» не нуждается в поддержке – она слишком ладно скроена и говорит на очень простом языке, а «Пацанку» нужно «двигать в народ». Просто потому что после такого фильма ты становишься немного лучше и добрее.


oiff,омкф

Ещё у Одесского кинофестиваля есть одна характерная черта, вынесенная в концепцию – фильмы конкурсной программы должны обладать чувством юмора. Об этом, как о несомненном преимуществе ОМКФ говорил на пресс-конференции режиссёр фильма «Убейте меня, пожалуйста» Олья Барко (или Олиас Барко). Ведь фестивали, действительно, сливаются в своей монотонности – Карловы Вары, Сан-Франциско, Лондон, чем они отличаются друг от друга? И настроение фестивальное складывается по этой концепции, ведь после выхода из хохотавшего полтора часа зала и люди кажутся хорошими, и Одессу любишь ещё больше, и, кажется, готов признаться организаторам в вечной преданности и дать клятву писать об ОМКФ только хорошее. Однако два фильма выбились из общей канвы – уругвайский «La vida util» и болгарский «Подслон». Каждый из них по-своему интересен (читайте соответствующие отзывы «После просмотра» в сообществе ОМКФ), и понятна мотивация отборщиков и арт-директора фестиваля, решивших включить их в конкурс, но при всех их достоинствах они выглядят лишними. Одесса – не Роттердам. Остаётся надеяться, что спустя несколько лет фестиваль определится с собственным кредо и либо останется верен заявленной концепции «кино с чувством юмора» либо превратится в один из безликих фестивалей «обо всём». С одной стороны, выйти на уровень Канн со специфической программой невозможно. С другой стороны, такой задачи ведь не стоит, верно?

Но есть ещё один «камень на распутье» для ОМКФ. Например, недавний Московский международный кинофестиваль открывался фильмом «Трансформеры 3. Тёмная сторона луны». По словам президента ММКФ Никиты Михалкова, такова судьба фестивалей класса «А». Однако прошедший двумя месяцами ранее Каннский кинофестиваль открывался картиной «Полночь в Париже» Вуди Аллена. Репутация, которой обладают три главных кинофорума планеты – Каннский, Берлинский и Венецианский – была создана именно строжайшим отбором фильмов. И 70 камер, которые приехали в Москву на премьеру «Трасформеров», приезжают в Канны только потому, что это Канны. Одесскому фестивалю предстоит сделать выбор – идти ли ему по пути авторитетнейших фестивалей, блюсти репутацию и опираться на сильную команду отборщиков или рваться в категорию «А» количеством звёзд, премьерами блокбастеров и вниманием СМИ. Первый путь может занять не один десяток лет. Но фильм-открытие ОМКФ – участник Канн «Артист», кажется, уже дал ответ на этот вопрос. Одесский кинофестиваль на правильном пути.


oiff,омкф

Особая изюминка ОМКФ, родившаяся вполне естественно ещё в прошлому году – показы на «Потёмкинской лестнице». В прошлом году организаторы недолго думали – демонстрировали многотысячной толпе шедевр Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин». В этом году решили повторить успешный эксперимент Берлинале-2010 и показали «Метрополис» с восстановленными по аргентинской плёнке сценами, в сопровождении оркестра Одесской оперы. Я видел уже эту «аргентинскую» версию, но не мог оказать себе в повторном удовольствии, тем более с живым оркестром. Впечатления – потрясающие. Этот фильм, эпический сам по себе, в такой атмосфере становится зрелищем гигантского масштаба, и никакие «Аватары» сравниться с этим не могут. Но самое поразительное в том, что тысячи людей, пришедшие на лестницу смотреть немое немецкое фантастическое кино 1926 года, его таки досмотрели, а после благодарили организаторов и оркестр долгими и искренними аплодисментами. Та же городская толпа, которая на День города приходит слушать Филиппа Киркорова и смотреть салют оказалась под куда более сильным впечатлением от старинного фильм, пускай шедевра, но немого и чёрно-белого.

Другая сторона фестиваля – мастер-классы – прошла для меня под большущим знаком вопроса. Каюсь, ни на одном не был, но расспросы участников летней киношколы, которые ради мастер-классов приехали в Одессу, просмотр видео-трансляций и чтение отчётов об этих «встречах коллег» удручают. Драгоценные минуты передачи опыта и секретов от мастеров неофитам превращались в расспросы о состоянии кино, любимых писателях и т. д., вплоть до «как вы проводите выходные». Но ещё выразительнее подобная тенденция проявлялась на пресс-конференциях. Официально все пресс-конференции равны, но на практике они делились на две категории – первая, с российскими актёрами и режиссёрами, где зал был полон журналистов, и вторая, с участниками конкурсной программы, где журналистов было в несколько раз меньше, и вопросов было в несколько раз меньше. При этом получалось так, что вопросы на конференциях с никому не известными иностранцами сводились к представленному ими фильму, его идее, к особенностям работы над картиной, к вопросам бюджета и проката, к влиянию на автора других режиссёров. Российских киношников чаще всего спрашивали «Как вам Одесса?» (отвечают, что нравится), затем «Не хотите ли снять кино в Одессе?» (оказывается, что такого в планах нет, но когда-нибудь…), затем журналист из Николаева приглашает поехать в Николаев, где ничуть не хуже, чем в Одессе (отвечают что-то нечленораздельное и улыбаются). После географических экскурсов встаёт вторая волна журналистов, начинающая с признаний в любви и набора благодарностей за «прекрасный фильм», затем звучит животрепещущее «Что происходит с российским кино?» и «Доколе?..» с перечислением всех недостатков голливудской кинопродукции. В конце могут спросить и про причёску. И хорошо, что Никита Михалков или Сергей Соловьёв обладают неиссякаемым запасом мыслей о профессии и обществе, которые они могут изливать даже в ответ на вопрос о причёске. Но вины фестиваля в этом нет – такова наша журналистика вообще и киножурналистика в частности. Остаётся надеяться, что с ростом уровня и авторитета фестиваля количество и качество журналистов, а особенно зарубежных, также увеличится. По крайней мере, на сегодняшний день ОМКФ в СМИ выглядит, как место, где водится много звёзд, у которых можно брать интервью. А ещё где-то там на фоне проходит какой-то конкурс каких-то фильмов, но это всё мелочи – хватит и одной новости про награждение.


oiff,омкф

Резюмировать всё вышесказанное просто и даже немного радостно – фестиваль удался. Конкурсная программа оказалась очень симпатичной и познавательной. Показ «Метрополиса» - вообще уникальное событие для Украины, да и для любой страны вообще. Одесса очаровательна, одесситы очаровательны. Время, место и содержание совпали наилучшим образом – наверное такое сочетание юга, моря и хорошего кино даёт жизнь Каннскому фестивалю. Но нет у Канн юмора – за что стоит держаться Одессе. Чтобы зрители после просмотров улыбались друг другу, и признания в симпатии к Гитлеру воспринимались как безобидная шутка, не больше.

Это сообщение написано также в: КиноМЕТА (0 комментариев)
Комментарии rss
Гость | 01.08.2011 12:23 |

Отличный отчет. Очень захотелось посетить этот фестиваль и увидеть интересные фильмы. А последний абзац - вообще бальзам для души. Деня - лучший кинокритик!

Рыбачка Соня

Поиск:
ИнформацияОбщениеБизнесДосуг
добавить сайт | реклама на портале | контекстная реклама | контакты Copyright © 1998-2010 <META> Все права защищены