<МЕТА> - Украина | Блоги | Українська
<META> - Украина
Интернет
Реестр
Новости
Рефераты
Товары
Блоги
искать в сообществе КиноМЕТА
Авторизация
Логин:
Пароль:
 
#

Календарь

 Ноябрь 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
#

После просмотра. 2001: Космическая одиссея (1968)

kuklean | 2010-12-19 00:14:42  
Сообщение прочтено 2555 раз

Есть фильмы, раздвигающие горизонты -- съёмки с воздуха или тысячи статистов, или невиданные доселе спецэффекты, или смелое разбивание ханжеских и цензурных запретов, или новые темы и методы, и так далее, и так далее. Мир кино после таких фильмов становится шире. А есть фильмы, раздвигающие горизонты у зрителя. После такого фильма мир становится шире для тебя самого. И ты потом ходишь несколько дней в прострации и задаёшь себе широко распространённые вопросы, вроде "Почему я раньше его не смотрел?" или "Как люди с умным видом рассуждают о кино, не видев этого фильма?" или "Почему, когда мне давным-давно советовали его посмотреть, я этого не делал?".

"2001: Космическая одиссея" принадлежит обоим типам "раздвигающих горизонты фильмов". По крайней мере, в кинофантастике существует точный предел -- есть эпоха до "Космической одиссеи", а есть -- после. Стивен Спилберг и Джордж Лукас боготворили этот фильм, и без "одиссеи" не было бы ни "Близких контактов третьей степени", ни "Звёздных войн". И даже больше -- когда сегодня мы смотрим свежий sci-fi-фильм, то даже не догадываемся, что всё здесь -- наследие Стэнли Кубрика.

Иногда говорят: "это для 1968 года были революционные спецэффекты, а сегодня они выглядят устаревшими". Меня эти спецэффекты впечатляют и спустя 42 года. Более того -- сегодня есть компьютеры, а тогда Кубрику приходилось с нуля создавать не только их, но и вообще весь стиль, всю галерею элементов, из которых сегодня строят свои миры режиссёры-фантасты. Кубрик искал образ будущего, предполагая себя робким искателем и фантазёром, а создал канон, и сегодня уже непонятно, то ли Кубрик обладал даром визуального пророчества, то ли будущее конструкторы и дизайнеры строят сегодня под бессознательным влиянием "Космической одиссеи".




Это у Кубрика компьютер впервые выиграл у человека в шахматы. Это Кубрик показал нам плоские мониторы и скайп. Это здесь появляются пластиковые платёжные карты и голосовая идентификация. И многое, многое другое.

Но не спецэффектами едиными жива она. Несколько ключевых сюжетов и образов, созданных Кубриком и Артуром Кларком в соавторстве, до сих пор продолжают питать фантастику. Я не вправе раскрывать интригу, и рассказывать о них, разве что о Хале 9000. Искусственный интеллект, способный общаться с человеком и принимать независимые решения, и вытекающий отсюда конфликт человека и машины -- это здесь компьютер стал личностью, персонажем, героем. Более того, красный глаз Хала перекочевал потом на физиономию Терминатора со всеми сопутствующими эмоциональными воздействиями на зрителя.




Наконец, самое важное -- у Кубрика фантастика стала философией. На сегодняшний день существуют книги, сайты и исследовательские клубы, посвящённые "Космической одиссее". И не меньше существует интерпретаций фильма. Кубрик любит аллегории и ассоциации, далеко неоднозначные. Летящая в первобытном небе кость превращается в космический корабль, а затем, менее заметно -- в шариковую ручку. Инструмент или орудие? Неизвестно -- это может быть и тем, и другим. Монолиты каждый раз становятся причиной перехода человечества на новый уровень развития, или они появляются в нужный момент, в нужном месте, когда человек стал готов к переходу? Причина или следствие? Неизвестно. Полёт Боумана за бесконечность, комната старения и Звёздное Дитя -- это смерть человечества или его рождение? Светлое будущее или мрачный конец? И где вообще выход -- в рационализации, в компьютеризации или в попытке остаться один на один с неведомым? Когда старик тянется пальцем к Монолиту, словно Адам к Богу на фреске Микельанджело -- это смерть или сотворение? Неизвестно.




Это может быть, чем угодно. Это невероятная свобода мысли, которую даёт тебе тщательно выстроенное, величественное и практически идеальное произведение искусства. Тяжело найти фильм, который бы не толкал тебя к одному выводу или чувству, а давал хотя бы два варианта оценки и отношения к происходящему на экране. "Космическая одиссея" даёт тысячу, миллион вариантов отношения, и не к происходящему на экране -- к себе, к человечеству и к самым огромным, важным и страшным вопросам, перед которыми когда-либо человечество стояло.

Комментарии rss
poslezavtra | 13.01.2011 12:42 |
если и будет встреча с пришельцами, то именно такая, а не как в "День независимости"
Серый Лев | 13.01.2011 12:51 |

Может уже монолит появился, а мы его просто не замечаем?

izobilie | 01.02.2011 16:34 |

Фільм... Ні, навіть так: Всесвіт Одіссеї-001 - безмежний. Я повністю згоден. Я не розумію, як я жив до цього фільму, і не розумію, як мені ніхто не сказав, не закричав - шо блять це обов'язково треба передивитися зараз, після 20, після знайомства з обома Штрауссами і всіма головними світовими релігіями.

Поиск:
ИнформацияОбщениеБизнесДосуг
добавить сайт | реклама на портале | контекстная реклама | контакты Copyright © 1998-2010 <META> Все права защищены