<МЕТА> - Украина | Блоги | Українська
<META> - Украина
Интернет
Реестр
Новости
Рефераты
Товары
Блоги
искать в сообществе КиноМЕТА
Авторизация
Логин:
Пароль:
 
#

Календарь

 Май 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
#

После просмотра. Утомлённые солнцем-2. Предстояние (2010)

kuklean | 2010-11-15 20:38:06  
Сообщение прочтено 3582 раз


Я с замиранием души включал сегодня честно скачанный фильм "Утомлённые солнцем-2. Предстояние" и искренне надеялся разобраться -- так уж плох режиссёр Михалков, как его описывают. Я хотел написать о том, что не ругать Михалкова и "Утомлённые солнцем-2", если ты интеллектуал, запрещено. Если ты из людей простых, то можно. А если прочитал хоть один роман Достоевского и видел хоть один фильм Феллини, то ругать обязан, иначе будешь изнан с позором из сообщества себе подобных интеллигентных людей со вкусом. Но это сказали уже до меня, причём более красноречиво и доходчиво.

Марина Леско и Лидия Маслова -- немногие, а пожалуй, единственные отечественные критики, не ругавшие Михалкова, а Марина показалась даже слегка восхищённой. И секрет этого прост -- не нужно смешивать Михалкова-человека и Михалкова-режиссёра. Конечно, сам Михалков воспринимает себя, как цельную личность. Но мы вынуждены устраивать сами себе эту персонифицированную шизофрению, иначе Михалков-художник не войдёт в нашу душу.

Сам он любит опровергать известный всем стереотип: "русский интеллигент должен ненавидеть власть, пить как сапожник, болеть чахоткой и умереть под дверью от пьянства. Вот это настоящий русский интеллигент. А Лев Николаевич Толстой – это исключение". Причём сам Михалков не договаривает, что Толстой, хоть и не пил и не кашлял, но власть презирал, ненавидел и разрушал всеми приемлемыми для него способами. Все настоящие художники, хоть раз задумавшиеся о политике или обществе, ненавидели власть -- это было их инстинктом выживания, это архаичная идея свободы в них ненавидела архаичную идею власти -- вечная борьба двух противоположностей. Многие из художников относились к власти по принципу "лишь бы не трогали", просто не интересуясь происходящим вокруг -- в силу темперамента или умственных способностей. Но чтобы любить власть!.. Бывали времена просвещённого абсолютизма, активной поддержки ходожников и мыслителей властью, но это были краткие периоды -- бюджет кончался, или терпение у военной группировки. А то, что происходит сегодня в России -- это никак не просвещённый абсолютизм.

Путинолюбие, православие, барскость -- всё это противно интеллигенту и художнику. Ладно бы, лояльничал по необходимости -- для финансирования или содействия в работе -- многие так делают. Но Михалков любит власть искренне! Этого ему простить не смогли, и не смогут никогда. Вся эта мыльная опера с фильмом про "55", с письмом про третий срок, с расколом СКРФ окончательно испортили отношения Михалкова с коллегами, а особенно -- с прессой. Плюс аггрессивная реклама "УС-2" со слоганам "великий фильм о великой войне", плюс суд с фотожаберами, плюс помпезное участие в Каннском кинофестивале окончательно похоронили детище Михалкова. Хотя, по справедливости, и слоган придумывали в ЦПШ без его участия, и с фотожаберами он и не думал судиться, и в Каннах соревновался честно, как все, и честно ничего не выиграл. Но было уже поздно оправдываться -- пресса изначально хоронила "УС-2", и провал в прокате прогнозировали даже школьники, которых, по слухам, гнали в кинотеатры по распоряжениям "сверху". И это -- тоже слухи, но ничего не вернуть. Прокат провален катастрофически, премьеру "УС-3" перенесли на полгода, а о номинации на Оскар можно благополучно забыть. Михалков беспомощно оправдывается: "Критики должны быть счастливы, ведь это значит, что впервые в России за большие деньги было снято артхаусное, сугубо авторское кино, которое по определению не способно дать больших сборов". А потом и вовсе: "Когда начинают картину, как говориться, «мочить» за 8 месяцев до её выхода, сразу здесь виден заказ. Это абсолютная кампания, продуманная". Не было никакого заказа, мочилово было искреннее, от души. Были бы недостатки в фильме, за критикой не заржавеет.

Недостатки были, и про них уже написано много. Но главная проблема восприятия "УС-2" -- Михалковым же задолго до премьеры высказанное сравнение с "Спасением рядового Райана". Спилберг снял прагматичный, в меру патриотичный, в меру жестокий и предельно реалистичный фильм. Спилберг и в мыслях не имел рассказать всем, что "войну выиграли союзники" (американцы и британцы). Просто его фильм был настолько хорош, настолько строен, что мысль эта появлялась сама собой. Михалков же, отвечая Чемберлену, пытается уместить в "УС-2" и батальные сцены "Они сражались за Родину", и многохарактерность "Освобождения", и ужасы "Иди и смотри", и драматизм "А зори здесь тихие". Мы уже сняли великие фильмы о войне, мы уже давным-давно всё ответили, и те американские и европейские киногурманы, которые хотели увидеть советское кино о войне, давно уже это сделали. Поэтому воспринимать "УС-2", как реализм не следует.

А вот сказку я увидел сразу. Прочитав же предположение Масловой о путешествии Котова по кругам ада и гипотезу Леско об Иванушке-дурачке, ещё больше убедился в фантасмагоричности картины. Если присмотреться к Котову, которого совсем немного на экране, если отвлечься от его образа в фильме 1995 года, то можно увидеть слегка цокнутого по голове окопного дурачка. Ни одной связной фразы Котов за весь фильм не произносит. Он лопочет и хихикает, кричит и улыбается. Он объявляет курсанту, что он генерал и сражался этой и ещё в трёх войнах. На вопрос, каких же войск он генерал, Котов вместо простого "кавалерия", говорит "японских, немецких и английских". Дурачок? Вполне. Если добавить к этому все притчевые эпизоды о силе веры, все случайные попадания -- мин в пароходы, ракет в жопы, а бомб в церкви, то становится совершенно ясным сказочный каркас, на который нанизаны бытовые военные эпизоды.

А сняты они потрясающе, со всей мощью Михалковского таланта. Во время эпизода с штрафбатом и курсантами, который хвалят даже самые суровые ругатели, понимаешь, что среди всех постановщиков России Михалков -- самый лучший. Какие он слова находит для каждого актёра, для ответственных за реквизит, за свет, за камеры, за чай и пирожки для съёмочной группы -- непонятно. Но ему удаётся заставить эту махину из сотен людей выдавать потрясающее действо. Вот только связывать эти эпизоды, нанизывать их на сказочный каркас приходится мне, с трудом и аккуратностью. Сценарий по меньшей мере странен, слишком тяжеловесен, слишком затянут. Выбросить можно было половину. Снята эта половина прекрасно, но лучше бы её не было. Сложная структура времени ещё более утяжеляет восприятие. А настойчивая православность только раздражает. Михалков не хочет всем нравиться, что понятно. Но он не хочет нравиться даже тем, кто ценит его и благодаря вниманию которых он до сих пор работает. Когда-нибудь зритель устанет любить Михалкова, и тогда даже его выдающийся и неиссякаемый талант будет уже никому не нужен.







Поиск:
ИнформацияОбщениеБизнесДосуг
добавить сайт | реклама на портале | контекстная реклама | контакты Copyright © 1998-2010 <META> Все права защищены