<МЕТА> - Украина | Блоги | Українська
<META> - Украина
Интернет
Реестр
Новости
Рефераты
Товары
Блоги
искать в сообществе КиноМЕТА
Авторизация
Логин:
Пароль:
 
#

Календарь

 Ноябрь 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
#

«Край» (2010) рецензия

kuklean | 2010-09-24 03:40:27  
Сообщение прочтено 6153 раз

От так, бля!

Что это: драма о загадочной русской и не менее загадочной немецкой душе.

На что похоже: «Форсаж», «Сибирский цирюльник» и «Прибытие поезда».

Зачем смотреть: порадоваться за российский кинематограф.

Государственники и либералы российского производства, ведущие в интернете войны на тему «За что мы любим УС-2 или почему нас тошнит сутки спустя просмотра УС-2» оказались в сложной ситуации – вышел фильм «Край». Чёрт его знает, что оно такое?

Российское кино последних 5-7 лет я делю на три категории (и вам советую – очень работает). Первая – это дорогие патриотические фильмы о славных днях, которые смотришь только для того, чтобы пораздражаться и поностальгировать по нормальному русскому кину, которое когда-то умели снимать. Вторая – это чуть менее богатые коммерческие развлекательные картины, которые смотреть даже мысли не приходит. И третья категория – это анекдотично дешёвые авторские фильмы, суперсовременные и любимые фестивалями. Хотя здесь бывают перекосы в сторону «Театр.doc», смотреть среди российских фильмов можно только эту категорию. Авось что хорошее попадётся.

А тут – бац! – «Край». Дорогой – 10 миллионов нерублей. Значительная часть бюджета – от РЖД. Про 1945 год. Конечно, были подозрения, что патриотический. И у патриотов были такие же подозрения. А теперь они ошарашено молчат, потому что никакой внятной директивы сверху нету. Да и «сверху», уверен, тоже ошарашены. Нету в «Крае» икон, монологов про Россию и Безрукова нет.

 

 

Либералы ещё больше ошарашены – ни одного русского интеллигента, ни слова плохого в адрес Сталина или советской системы, Машков слишком популярен, бюджет слишком большой… Созерцательности нету, люди добрые! Долгих загадочных планов под звук капающей из крана воды нету. Либералы, в общем, тоже молчат.

И только две категории людей, те, чей голос слышен менее всего, когда речь идёт о новом русском фильме, а именно зрители и кинокритики, единогласно голосуют «за» - рублём и словом соответственно. Каюсь, читал по свежим следам рецензии в русской прессе, потому что, выйдя из кинотеатра, только об этом и думал: «Что это такое? Как это оценили?». Оценили, подтверждая мои ожидания, очень хорошо. И практически в каждой рецензии слышен этот вопрос «Что это такое, коллеги?». А это, коллеги, кино – нормальное российское кино нулевой категории, которое случается невероятно редко.

 


 «Край» удивляет с самого начала – никакого вступления. Ни ввода в обстановку, ни знакомства с главным героем. Это – посёлок Край, на краю тайги, дальше которой ничего нет. Это – Игнат, он машинист и фронтовик. Собственно, хватит рассусоливать, за работу – и мы, не успев привыкнуть к главному герою, не успев начать сочувствовать ему, что очень важно в кино, видим в его действии. А действие, надо сказать, у Игната получается отталкивающее. Чуть что – в морду. Игнат командует кочегаром (бывшим машинистом у которого бесцеремонно отобрал локомотив), лупит ссыльного литовца за то, что он литовец («Учи русский!»), пропихивает самой сисястой бабе и устраивает гонки на паровозах с риском для десятков жизней. Что у него на уме, какая мотивация, чем он вообще в данный момент занимается – догадайтесь сами. Любимое словечко у Игната «Некогда!», и я думаю, если бы мы прошли сквозь экран и спросили его, почему он так поступил, он бы ответил «Некогда!». Сумасшедший ритм жизни Игната и его непреодолимая страсть к паровозам неминуемо входят в противоречие с размеренной жизнью ссыльного посёлка. Он, как локомотив, прёт к известной только ему цели, подминая под себя окружающих, как его «Густав» подминает под себя сосенку, лежащую на рельсах. И при этом недоуменно озирается на ненавидящих его местных, как бы спрашивая «Вы чего? Я же фронтовик и так люблю паровозы». Впрочем, не любви окружающих он ищет, а надо, чтобы паровоз был хороший, и чтобы ему не мешали этот паровоз красить.

 

 

Дикий, тяжёлый, жестокий человек одной только этой любовью к железным машинам и берёт за душу. И любовь его, кажется, может быть только к тому человеку, кто разделит с ним эту одержимость. Если подобные фанаты своего дела в «Играх разума» или «1900» были, в общем-то, симпатичными людьми, и режиссёры явно хотели, чтобы нам понравились эти персонажи, то Алексей Учитель, кажется, плевал на наши симпатии и нежные чувства – вот он, Игнатище, ешьте его, какой есть. Переоценить игру Владимира Машкова в «Крае» невозможно. Конечно, ему легко было играть этого героя, и вряд ли кто-то подходил на эту роль больше него, но ни одной осечки, ни одной пошлинки или халтуринки он не допустил. Это была очень честная работа, и что важно – с душой сделанная работа.

 

 

Конечно, фильм держался, в основном, на Машкове, но остальные актёры тоже заслуживают похвал за свою тяжёлый и во многом смелый труд. Неизвестная даже в Германии Аньорка Штрехель, как актриса, может показаться кому-то грубоватой, но эта грубость и резкость обусловлена самим её персонажем. Разглядеть тонкости за этой работой очень тяжело – ничего не могу сказать о Аньорке и её будущем вообще, но с этой ролью она отлично справилась. Юлия Пересильд сразу не понравилась одной своей фразой «Свиданку назначаешь?», но тут явный перегиб сценаристов с «феней», больше таких фразочек у Софи не было. Героиня у неё была, в общем, несложная. В меру глупая, в меру жестокая, в меру ненасытная и безрассудная русская баба, любящая, как известно, вопреки и до смерти. Не очень похожий и видом и акцентом на чукчу Александр Баширов был ожидаемо колоритен и мерзок. Плохая копия Дерсу Узала, продающий всё от самогона, до паровозов, боящийся собственной тени. Весь юмор отдали на откуп ему. Алексей Горбунов в роли местного начальства, которого никто не боится, но все жалеют, был хорош. Но окающий акцент ему не идёт. Надо было делать хохла. И, наконец, Сергей Гармаш, игравший наезжающего время от времени работника органов, местного духа смерти, отработал, как всегда – убедительно и обаятельно. Учитель дал ему роль небольшую по времени, но намного более неоднозначную, чем обычно получает Гармаш. Тварь этот милицонер, конечно, но и человек тоже, и у него совесть пробивается из груди сквозь партбилет. Его пятисекундное «Дура!.. Дура…» многого стоит.

 

 

И, собственно, о главном виновнике торжества – об Алексее Учителе. Он снимает редко, на слуху бывает ещё реже, фильмы у него, кажется, получаются сделанными без малейшей оглядки на публику или критику. Он не светится в телевизоре, не участвует в околокиношных склоках и даже его позиция по вопросу о Союзе кинематографистов мало, кому известна. Но то, что он мастер, кому надо – тот знает. Учитель снял «Дневник его жены», «Космос как предчувствие», «Прогулку» тот самый «Рок» - очень разные фильмы. И поэтому стиль его текуч и свеж. Некоторые сцены в «Крае» заслуживают отдельных аплодисментов, и это уже целиком заслуга режиссёра (ну, и немного оператора). Во-первых, это строительство моста – странное священнодействие, безрассудное и опасное, немыслимое в реальном мире (как, впрочем и весь фильм). Всё это нужно было показать на экране, и Учителю удалось это – сцена стала больше и глубже, чем просто соединение двух берегов. Во-вторых, это стимпанковские гонки на паровозах, упоминаемые в каждой рецензии. Ну потому что их невозможно не упомянуть – настолько непривычно и классно это выглядит. В-третьих, это удивительная сцена драки в женской бане. Когда на экране двадцать пар сисек разных размеров и форм и по двадцать не менее колоритных задов и передков, а ты смотришь в глаза Аньорке, видишь краем глаза грозную поступь Юлии Пересильд и съёживаешься от ожидания – поверьте, это волшебство. И никаких заигрываний с публикой, никакого эротизма. Драка в бане – да потому что бабам тут легче всего разобраться, мужики не встрянут.

 

 

И самое большое разочарование фильма – финальные слова Аньорки на фоне проплывающей под ногами тайги. Я понимаю, что тем женщинам 40 лет, которые придут посмотреть на Машкова, жизненно необходимо, чтобы у их героя было всё хорошо, но эта вставка выглядит явным дописыванием эпилога по просьбе издателя. Чудится мне, будто кто-то очень-очень просил режиссёра «не заканчивать всё вот так». Наверное, Константин Эрнст.

Вердикт: Как говорил Игнат после очередного завершённого дела,

«От так, бля!».

 

Комментарии rss
Серый Лев | 24.09.2010 11:29 |

Мне очень понравилась работа оператора. Его крупные планы. Классно передавали эмоции и сущность личностей. И что очень приятно этот оператор работал с Данелия на "Слезах Капали". 

Ну и имя примечательное для меня "Юрий Клименко" :) 

kuklean | 25.09.2010 01:51 |

да, я, кстати, тоже посмотрел его карьеру -- таки "Слёзы капали". И ещё он часто с Учителем работает. А Дэвид Холмс писал музыку для Оушенианы и ещё много чего...

Серый Лев | 25.09.2010 02:17 |

Так и не понятно сколько попросил и сколько заплатили Холмсу. Вообще достаточно мутная история с приглашение иностранца. Может просто напился на фестивале и согласился, а слово держать надо? 

Panzernik | 29.09.2010 17:02 |
Машков выглядит как брат Розенбаума
Серый Лев | 29.09.2010 17:16 |

В каком смысле? Я чего-то не улавливаю сходства 

Поиск:
ИнформацияОбщениеБизнесДосуг
добавить сайт | реклама на портале | контекстная реклама | контакты Copyright © 1998-2010 <META> Все права защищены