<МЕТА> - Украина | Блоги | Українська
<META> - Украина
Интернет
Реестр
Новости
Рефераты
Товары
Блоги
искать в сообществе КиноМЕТА
Авторизация
Логин:
Пароль:
 
#

Календарь

 Ноябрь 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
#

«Американец» (2010) рецензия

kuklean | 2010-09-09 22:13:30  
Сообщение прочтено 4727 раз

 

Что это: европейское кино о наёмном убийце.

На что похоже: сюжетно на «Леона» или «Схватку», атмосферно – на Ханеке.

Зачем смотреть: жестоко разочароваться или неожиданно обрадоваться. Каждому – своё.

В искусстве есть очень важное разделение, работающее почти во всех случаях – разделение на, грубо говоря, прозу и поэзию. Естественно, кино тоже можно делить по этому признаку – как каждый фильм, так и отдельные части внутри одного фильма. Но всё же есть такое кино, в котором поэзия, поэтика играет определяющую роль. Одним из важнейших критериев подобного разделения в кино, как и в литературе, является наличие или отсутствие в картине прекрасных самих по себе, самодостаточных, законченных элементов, вынесенных за пределы сюжета. Такой элемент в прозе, в прагматике, всегда становится «пятой ногой». Крупный прозаик всегда отбросит его, как бы он не был хорош, как бы автору не было жалко этого фрагмента. Проза должна быть цельной, проза должна говорить о чём-то важном, выпирающие элементы нарушают эту стройность. В поэтике же такие элементы прекрасно работают. Она должна говорить не что-то важное, она должна говорить красиво, пусть даже о пустяках. По сути, поэтика вся и состоит из совокупности или последовательности этих прекрасных членов. Мы можем взять строку или строфу стихотворения и процитировать её, и она будет прекрасной даже без предыдущих или последующих слов. Наверное, в этом и есть таинство поэзии, необъяснимое, непередаваемое, необретаемое учением или трудом умение поэта творить. Есть люди, не умеющие писать стихи. А есть те, кто умеют и пишут, даже если мы не понимаем, как они это делают.

 

 

«Американец» поэтичен, как может быть поэтичен триллер о наёмном убийце. Но тем не менее – он переполнен поэзией, прекрасными кадрами, пейзажами, на фоне которых герои и их чувства становятся пустыми колебаниями воздуха, заполнен невероятно тёплой, красивой женщиной, арками, карнизами и балконами итальянского пгт, мокрой брусчаткой и тоже по-своему красивыми сценами, не поверите, слесарных работ. Я, как и каждый зритель в мире, видевший афишу, трейлер, синопсис, шёл в кинотеатр, чтобы увидеть динамичный шпионский боевик с обаятельным Джорджем Клуни. И я жестоко обманулся. Но я обманываться рад.

 

 

Пять минут фильма – сумбурная перестрелка, не совсем ясные разговоры, нащупывание пресловутой завязки, титры. И больше ничего не происходит. Герой бродит по улицам чужого города, пьёт кофе, беседует с новым другом, наведывается к проститутке. И собирает орудие, простите за поэтичное слово. Напряжение и покой в фильме принимают вид синусоиды – что-то показалось герою во тьме улиц… и опять покой. Появляется сексуальная и скрытная заказчица, стреляет по тарелке… и опять покой. Настырный священник замечает ложь героя, пытается раскрыть ту тайну, за знание которой убивают… и опять разрядка, синусоида плавно погружается вместе с нами в благостность итальянской глубинки. Всё это сопровождается тягостной тихой музыкой и необычной манерой съёмки – она меня долго беспокоила, прежде чем я понял, что камера почти всегда неподвижна, очень мало движения и кадра и в кадре – мир в Касте-дель-Монте застыл.

 

 

Избегая читать рецензии на «Американца» (в мире он вышел 1 сентября), я в статье о бокс-офисе прошлого уик-энда случайно заглотил фразу о том, что Клуни весь фильм ходит туда-сюда с одним выражением лица и только красота Италии спасает этот фильм. И я почти поверил этому. В «Американце» вообще мало говорят, в фильме мало чувствуют, от фильма практически веет холодом и его спутницей смертью. Это в горячей-то Италии! Но всё же герой тает, тают и другие ледники, и синусоида получает x3 и взлетает вверх (простите за математические метафоры), и вот тут-то Клуни вместе со своим героем раскрывается во всей красе. Нет, он всё так же произносит не больше слов в минуту, чем египетский Сфинкс. Но именно в конце становится отчётливо понятно, что мраморное лицо – это необходимость для героя, что его безразличие – страшная мука, что хмыкая по поводу отсутствия любви, в душе он жаждал её больше всего на свете. Клуни играет взглядом, напряжением всего тела, походкой. Он спешит, как венгерский граф в «Английском пациенте», он не уверен до конца в том, что у него получится, что будет хэппи-энд. Но, боже мой, как ему и нам этого хочется!

 

 

Фильм снятый по остросюжетному роману Мартина Бута «Очень скрытный джентельмен» не предвещал ничего подобного. Насколько я понимаю, это был роман о суровом киллере и его маленькой войне за счастье. Это была проза. А фильм оказался поэзией и получил название «Американец». Говорящее название. Джордж Клуни был единственным американцем на съёмочной площадке. Режиссёр Антон Корбайн и Текла Рётен (Матильда) – голландцы, оператор Мартин Руэ и композитор Херберт Грёнемайер – немцы. Йохан Лейсен (Павел) – бельгиец, Ирина Бьерклунд - финка. Остальные члены актёрской команды, включая Паоло Боначелли (священник), известного по фильму Пазолини «Сало» и Виоланту Плачидо (Карла), дочь Микеле Плачидо – итальянцы. Автор романа Мартин Бут – британец. Вот вам и разгадка этого очень странного фильма. Он целиком и полностью европейский. До самого последнего кадра. Он больше похож на «Леона» или даже на фильмы Ханеке, чем на Борниану или, упаси господи, свежий «Солт».

 

 

Банальная история про влюблённого киллера превратилась в притчу, фантасмагорию, сон, где страхи и желания героя обрели человеческие черты. Совесть-священник, любовь-проститутка, смерть с лицом кощея и так далее. Можно разглядеть в узких улочках переплетение мыслей, а в таинственной реке и лесе, куда всё время возвращается герой – глубины бессознательного и скрытое желание рая. А можно увидеть простую человеческую историю без всякого символизма. Можно увидеть в этом фильме  всё, что хочешь. Это же Европа! И именно за это мы любим европейское кино.

 

 

Я не знаю, что думают обманутые динамичными трейлерами продюсеры, я не знаю, что говорят на выходе из кинотеатра американские зрители, но «Американец» в первый же уик-энд собрал 11 миллионов и задвинул насквозь американский «Мачете» на третье место. Возможно, все эти зрители обманулись, и жалеют о потраченных деньгах. Узнаем на следующей неделе – я не удивлюсь резкому обвалу кассы «Американца».

 

 

И уже сегодня я задаюсь вопросом – двинут ли на третью оскаровскую номинацию Джорджа Клуни, несмотря на такую скупую игру, или оператора Мартина Руэ, или композитора Херберта Грёнемайера? Я бы, ей-богу, двинул.

И спасибо Антону Корбайну за то, что решил побыть режиссёром.

 
























 

 

Комментарии rss
Серый Лев | 13.09.2010 22:36 |

На Корбайна жалуются, что он остался фотографом. Его фильмы красивы, но нет какой хорошей составляющей. (Может послдение кадры мальникими превью ставить?) 

kuklean | 13.09.2010 23:05 |

разве на превью увидишь эту красоту? ;) а про фотографа -- известный стереотип. заранее понятно было, что про него скажут, и говорили ещё до премьеры -- что у фотографа "картинка будет красивая, но они ж все тупые, поэтому, кроме картинки ничего нету". Надо смотреть фильм, забыв о том, кто такой Корбайн

Серый Лев | 14.09.2010 01:15 |

Ну "Контроль" - уже больно был похож на его фотоработы и клипы 

Серый Лев | 14.09.2010 01:18 [Комментарий скрыт] |
Поиск:
ИнформацияОбщениеБизнесДосуг
добавить сайт | реклама на портале | контекстная реклама | контакты Copyright © 1998-2010 <META> Все права защищены