<МЕТА> - Украина | Блоги | Українська
<META> - Украина
Интернет
Реестр
Новости
Рефераты
Товары
Блоги
искать в сообществе КиноМЕТА
Авторизация
Логин:
Пароль:
 
#

Календарь

 Декабрь 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
#

1968. Кино, создавшее революцию.

kuklean | 2010-03-30 23:17:57  
Сообщение прочтено 7355 раз

1968 год, не как дата, а как явление, до сих пор слабо изучен академичекой наукой. Он упоминается в контексте отдельных исследований социологов, политологов, культурологов, историков, но не рассматривается, как достойная особого внимания веха. 1945 или 2001 – пожалуйста. А 1968 год остаётся лишь одной из дат Холодной войны.

Хотя, на самом деле, то, что происходило в этом знаменательном году, было результатом долгого процесса развития общества по многим параллельным направлениям, сошедшимся в той самой роковой точке: литература, психология, философия, музыка, политика, глобализация и даже мода – все эти сферы жизни создали феномен 1968. И кино, конечно, кино. Я не буду сейчас рассказывать о хронике событий, о Париже, Калифорнии и Вьетнаме – на этот случай есть много других источников в интернете. Но я хотел бы поговорить о том, какой сделало вклад в это явление наше любимое искусство – кино. И, поскольку 1968 год стал не только результатом предшествующих процессов, но и причиной последующих, во второй части статьи я бы хотел рассказать о том, каким стало кино после 1968 года.

Итак, чем же кино так «воздействовало» на студентов Нантера, а потом – Парижа, Франции и всего мира что, они сделати то, что сделали? Как ни странно, воздействие это было обусловлено высочайшим уровнем и одновременным кризисом, которого достигло кино к рубежу 50-60-х.

 

К этому времени в киноиндустрии завершилась эра великих открытий. Был изобретён цвет и звук. Произошла целая промышленная революция в производстве кинотехники и киноматериалов. Были приняты стандарты плёнки, света, звука, хронометража. Были разработаны жанры и приёмы. Были созданы студии, возникла конкуренция, образовался киноконвеер, возникли киноассоциации, учреждены кинопремии и основаны киноинституты. Были даже начаты первые эксперименты по созданию стереографического кино. Мир кино, как Новый свет, был полностью изучен и освоен, эпоха суровых пионеров и «гонки вооружений» закончилась. И, как полагается в таких случаях, в кино наступил застой, взорвать который были призваны совсем другие люди.

Это были не кино-ремесленники и кино-промышленники. Это были кино-философы. Кино к тому времени уже было полностью освоено и коммерчески и пропагандистски, однако техническая революция, сделавшая его доступным для масс и эффективным для поддержания господствующей системы ценностей, сделала доступным кинопроизводство и для кинодилетантов, которые несли совсем другие идеи. Государственный контроль практически повсеместно пресекал попытки прямого проповедования «иных» ценностей и идеологий. Поэтому кинодилетанты с особым рвением начали использовать классический приём иносказаний, аллегорий и подтекста. Так родились итальянский нео-реализм и французская новая волна.

Итальянцы ещё в 40-х, воспользовавшись временной послевоенной свободой и на волне левых настроений общества начали снимать совершенно необычное кино. Во-первых, героями картин становились рабочие, бездомные, безработные, крестьяне, нищая молодёжь, что после эпохи кино-шика было шокирующим явлением. Во-вторых, за неимением в разрушенной стране кино-инфраструктуры, нео-реалисты снимали в собственных квартирах, а чаще – на открытых пространствах (поскольку не могли позволить осветительную технику). В-третьих, фильмы отчаяния, фильмы гнева и обиды совершенно однозначно действовали на публику, привыкшую к «гламурному», успокоительно-развлекательному кино. Нео-реализм, обратно пропорционально экономическому развитию Италии, постепенно сошёл на нет, многие видные его представители (Висконти, Де Сика) перестали «будоражить народ» и присоеднились к новому поколению итальянских режиссёров (Феллини, Антониони), проповедующих в кино эстетику, а не политику, и занялись изучением проблем бытия не классов, а личности – бытия всё в том же буржуазном обществе.

У французов же всё обстояло немного по иному. Точно так же, как французы Ренуар, Карне, Виго повлияли на итальянский нео-реализм, итальянцы передали эстафету «другого кино» французам. Целое сообщество кинокритиков (Рене, Годар, Трюффо и др.), сплотившееся вокруг здравствующего по сей день журнала «Cahiers du cinema», не дождавшись от профессиональных кинодеятелей прогресса, само решило развивать кино. В своём, разумеется, понимании. Точно так же стеснённые в средствах, как и итальянские новаторы, они переняли их малобюджетную стилистику – снимали за гроши, без декораций и светотехники, заменяя массовку обычными прохожими. Легендарный фильм новой волны «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара изобилует подобными «хрестоматийными» казусами – удивлённые съёмкой прохожие смотрят в камеру, за неимением кинотележки оператора катали на инвалидном кресле, затратные сцены аварий лишь обозначены звуком и т. д. Новая волна вообще долго искала путь к широкому зрителю, долгое время распространяясь лишь через сеть маленьких киноклубов, созданных самими режиссёрами.

Но, если итальянцы работали в условиях политической свободы, то французы в голлистской республике были вынуждены прибегать к подтексту. Их фильмы, начинавшиеся как протест против застоявшегося французского киноискуства, постепенно превратились в протест против застоявшегося французского общества. Они критиковали войну в Алжире, приверженность буржуазным ценностям, подражание Америке, потребительскую культуру, лицемерие в вопросах секса, закостенелую систему образования и многие другие пороки и проблемы француского общества. Самым яростным и в то же время самым изощрённым в иносказательстве был Годар. Преодолев присущую всей новой волне тягу к экзистенциализму, он вводит в свои работы элементы марксистской, а позже – и маоисткой философии, переходя в «Китаянке» к прямому цитированию в камеру изречений Мао героями фильма.

Воспитанные, с одной стороны, в духе традиционализма и буржуазных ценностей дома и в школе, и впитавшие в себя, с другой стороны, подтекст новой волны в киноклубах и на улице, подростки, ставшие к 1968 году студентами, были носителями невиданной доселе и тайной для «взрослых» внутренней свободы. Идеалы, которые прививал им устаревшими методами французский истеблишмент, явно были чужды им, ведь у них уже была альтернатива – Годар, Трюффо, Шаброль, а за ними и Маркс, Бакунин, Фрейд, Маркузе, Сартр. То, что привычно объяснялось словами «дети – они всегда дети», оказалось совсем иным – «дети» были образованы, начитаны, смелы, воодушевлены, организованы. Они понимали тот язык, который не понимали «взрослые», они видели в «На последнем дыхании» трагический бунт свободной личности против лицемерия и конформизма, в то время, как «взрослые» (и в том числе официозные критики и киночиновники) считали этот фильм наивным подражанием американским картинам о гангстерах с эелементами несчастной любви. Взрослые «проглядели» 1968 год.

А он начался, и «вся президентская конница» поначалу ничего не могла поделать с этой лавиной. Но только поначалу. Сегодня очевидно, что с точки зрения тех целей и желаний, которые двигали детьми в 1968 году, этот бой «детьми» был проигран. Однако, «взрослые», победив в бою, были вынуждены кардинально изменить своё отношение к «детям», и всё-таки озаботиться теми проблемами, о которых они кричали на улицах. Мир необратимо изменился тогда. И вместе с миром изменилось кино.

Продолжение статьи.

 

 

 

 

 

 

Комментарии rss
Vovka_ua | 30.03.2010 23:45 |

хорошооо

kuklean | 30.03.2010 23:58 |

ещё, милый? Rolling EyesRolling Eyes

Серый Лев | 31.03.2010 08:42 |

Удивляет подход французов. Из критиков в кинодеятели. Но ИМХО - их критическое начало было хорошо в начале, а после они начали своими работами критиковать свои же ранее работы... 

"Что занапто, то не здраво" (с)

 

dolt | 31.03.2010 08:44 |

ФеллиниАнтониони - чем они удивили человечество? Ни как не могу понять... 

metroman | 31.03.2010 08:46 |

А есть рецепты как начинать смотреть, чтобы понять. Французов? Итальянцев? 

А может чехов или словаков? (1968 - пражская весна, если я не ошибаюсь...)

poslezavtra | 31.03.2010 19:34 |

Пока интересно, но не особо понятно при чём здесь именно 68 год.

Доброе утро | 08.06.2010 19:20 |
супеееер!

 

Поиск:
ИнформацияОбщениеБизнесДосуг
добавить сайт | реклама на портале | контекстная реклама | контакты Copyright © 1998-2010 <META> Все права защищены