<МЕТА> - Украина | Блоги | Українська
<META> - Украина
Интернет
Реестр
Новости
Рефераты
Товары
Блоги
искать в сообществе КиноМЕТА
Авторизация
Логин:
Пароль:
 
#

Календарь

 Ноябрь 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
#

Необычности Берлинале-2010

kuklean | 2010-03-03 16:58:21  
Сообщение прочтено 6437 раз

Юбилейный, 60-й Берлинский международный кинофестиваль оказался полон неожиданностями и необычностями больше, чем даже можно было себе представить. Во-первых, эта зима в Германии выдалась необычайно холодной. Во-вторых, немецкое кино над Берлином, очевидно, пролетело. И в-третьих, всё остальное – те же необычности.

Начались эти «необычности» в прошлом году, когда в Цюрихе на местном фестивале арестовали Романа Полански, который собирался представлять на «Берлинале» свой новый фильм «The Ghost Writer» (на русский это название каждый норовит перевести по-своему). И, находясь под домашним арестом, Полански стал главным киномучеником года, которого без награды оставлять было уже как-то неудобно. Полански и получил своего «Серебрянного медведя» за режиссуру. Хотя фильм, что интересно, критика хвалит, признавая его чуть ли не лучшей работой «узника страсти».

А главная борьба с ещё большими неожиданностями проходила совсем в других номинациях. Начнём, вопреки традиции, с главного приза – «Золотого медведя». Его получил фильм «Мёд» турецкого режиссёра Семиха Капланоглу, последний фильм «Трилогии о Юсуфе». Первые две ленты – «Яйцо» и «Молоко», получившие награды на менее значимых фестивлях, рассказывали о поэте Юсуфе и Юсуфе-студенте. «Мёд» же стал своеобразным приквелом этих фильмов – Юсуф здесь – 6-летний грустный мальчик, весь мир которого сосредотачивается на фигуре отца-пасечника. Как пел один обитатель леса, «мишки очень любят мёд». Вполне очевидно, что «медведя» Капланоглу получил совокупно за всю трилогию. И, кстати, по странному совпадению на Берлинале всерьёз озабочены темой еды в кино. Уже несколько лет в рамках фестиваля проходит Кулинарный форум. В этот, 4-й раз – под девизом «Голодное настроение» прошёл показ 14 фильмов, каким-то образом касающихся еды и её приготовления.


Если награда для турецкого фильма стала диковинкой, то премирование румынских фильмов вошло в традицию многих фестивалей – румынское кино сегодня «на взлёте». Фильм «Если бы я хотел свистеть, то свистел бы» Флорина Щербана получил Гран-при жюри. Новая-волна-по-румынски характеризуется, прежде всего, очень явной социальной направленностью – например, сюжет лауреата Берлинале представляет собой жизнеописание юного преступника, со всеми составляющими – «малолетка», гастрабайтерство, любовь вопреки, семейные конфликты. Румыния, как страна, представляющаяся европейцам чем-то вроде «как у Кустурицы», пользуется своим положением и создаёт кино трущоб и криминала. За что, впрочем, «Если бы я хотел свистеть, то свистел бы» получил и второй приз -  премию Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве).

Свою репутацию главного азиатского фестиваля в Европе Берлинале подтвердил аж двумя «медведями» - лучший сценарий жюри рассмотрело в фильме «Вместе порознь», а лучшей актрисой признало Шинобу Тераджима (фильм «Кровопийца», он же «Гусеница»). Режиссёр и соавтор сценария (вместе с На Джин) фильма «Вместе порознь» Кванан Ван уже был обласкан берлинским жюри – в 2007 году его «Свадьба Туи» получила «золотого медведя». Многие ожидали приза и для истории о разделении Китая и Тайваня. Однако, не сбылось. Андрей Плахов, например, считает «Вместе порознь» слишком сентиментальной картиной, спасаемой лишь порядочной долей иронии и юмора.

А вот «Гусеница» поразила многих – небанальная история женщины, чей муж вернулся с войны без всех четырёх конечностей, стала не только ярким антимилитаристким призывом, но и плодородным материалом для Шинобу. Стараясь не портить всё спойлером, скажу лишь, что «Кровопийца» и «Гусеница» - это эпитеты одного из главных персонажей, а вовсе не Министерства обороны.

И, наконец, главным сюрпризом фестиваля стал фильм «Как я провёл этим летом». Сюрпризом, скорее для нас, чем для всего мира, потому что победа в двух номинациях на Берлинале – необычайный успех российского кино. Berliner Zeitung вышла со статьёй «Тарковский в Ледовитом океане», чем сразу же вызвала волну споров – действительно ли режиссёр Алексей Попогребский станет для России «новым Тарковским», или это единичный успех. Впрочем, Попогребский медведя не удостоился, а наградило жюри Григория Добрыгина и Сергея Пускепалиса – сразу двоих в одной номинации «лучшая мужская роль». Кроме того, специального медведя «за вклад в киноискусство» получил оператор фильма Павел Костомаров – операторской номинации на Берлинале нет.

И Добрыгин, известный зрителям по роли Димы Майкова в «Чёрной молнии», и Пускепалис, возглавляющий драмтеатр в Ярославле, на родине актёрами первой величины, понятно, не были. Но теперь, с медведями на полочке, станут явными фаворитами во многих кастингах. Попогребский же «создает новое российское кино мирового уровня, без ретро, чернухи и намеков на «загадочную русскую душу», – пишет Русский Репортёр. И если кино отрывается от своего места прописки и становится общечеловеческим проивзедением, понятным в любой стране, то естественно, что здесь усмотрят возможность появления нового Тарковского.

Минималистичная история о двух мужчинах на полярной станции (почему-то появляются ассоциации с «Островом» Лунгина) поразила председателя жюри фестиваля Вернера Херцога, и стала одним из самых ожидаемых фильмом в Росии. Поразит ли она нас?

Что интересно, и Попгребский и Семихоглу впоследствии рассказывали о необычайных встречах с медведями в процессе съёмок. Группа турецкого режиссёра встретила бурого медведя в лесах на востоке Турции -- тот испугался и убежал, настигнув, однако, фильм в Берлине в виде статуэтки. Съёмочную площадку российского фильма в Чукотке навестила белая медведица с двумя медвежатами -- очевидно, превратившись потом в медведя для Костомарова и медвежат для двух актёров. Кажется, секрет победы на фестивале разгадан. Заповедники и зоопарки в преддверии Берлинале-2011 могут готовиться к наплыву кинематографистов.

Комментарии rss
Серый Лев | 03.03.2010 17:47 |

Вот почему в Берлине нет не драм. Все фильмы драматические.

Мелодрама или комедия не может быть отмечена на таком фестивале? 

kuklean | 03.03.2010 18:36 |

ктстати, да. я читал немецкую статью о том, что комедий совсем нет, и это как-то настораживает

dolt | 03.03.2010 17:51 |

Турция победила. А не из-за того, что Германия и Турция очень близки нынче. Турецкая диаспора рулит в Германии. 

Серый Лев | 03.03.2010 17:58 |

Турция и Германия близки, но не настолько. 

 Актеры конечно играют везде, но это европейская традиция (Делон, Беллучи). 

Но взгляд на мир разный. Турки более позитивны. 

Unidot | 03.03.2010 17:52 |

Рад за Россиян. Но может стоило вспомнить и про украинскую номинацию? 

Серый Лев | 03.03.2010 17:56 |

Это же была короткометражка. Недостойная внимания уважаемого критика 

kuklean | 03.03.2010 18:37 |

:)))) она ничего не выиграла. А украинцы на фестивалях -- это отдельная тема, правда, очень бедная и убогая

Поиск:
ИнформацияОбщениеБизнесДосуг
добавить сайт | реклама на портале | контекстная реклама | контакты Copyright © 1998-2010 <META> Все права защищены