<МЕТА> - Украина | Блоги | Українська
<META> - Украина
Интернет
Реестр
Новости
Рефераты
Товары
Блоги
искать в сообществе КиноМЕТА
Авторизация
Логин:
Пароль:
 
#

Календарь

 Ноябрь 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
#

Самый модный жанр

kuklean | 2010-02-01 15:26:33  
Сообщение прочтено 8316 раз

 

Мокументари – один из удивительнейших жанров кинематографа. Возникнув довольно давно, претерпев влияние многих течений и людей, он долгое время оставался чисто лабораторной методикой. Им занимались многие, но лишь в виде эксперимента. Пока, уже в нашем веке, этот жанр не взорвал кинорынок, из-за чего «Paramount» ввела новую статью своих расходов – финансирование малобюджетных фильмов. Таких, как «Паранормальная активность» (2009).

Сегодня этот фильм, заработавший в десять тысяч раз больше, чем стоил, сравнивают с «Ведьмой из Блэр» (1999), заявляя, что идея не нова. А ещё был фильм «Брачные игры земных обитателей» (1999), в котором мокументари был важной составляющей. А недавно вышли «Монстро» («Cloverfield») (2008) и «Район №9» (2009), снятые в том же как-бы-документальном стиле. И – совсем уж невероятная вещь – российский кинематограф не стал ждать десять лет, прежде чем опробовать очередное киноновшество. Возможно, потому что мокументари – очень дешёвое удовольствие. И в прошлом году в России вышли «Палата №6» и «Россия 88». Мокументари – это актуально? О, да!


Хотя на самом деле, мокументари возникло давным-давно. Мокументари – это жанр, в котором вымышленные события изображаются реально произошедшими. И достигается это использованием техник и методов, которыми пользуются при изображении действительно произошедших событий. В литературе этот жанр возник столетия тому назад – и в античности и в эпоху Просвещения были популярны произведения, стилистически подобные сочинениям историков, но описывающие невероятные приключения героев в фанстастических странах. И выглядели они как серьёзные летописи, труды по этнографии или дневники путешественника.

Чуть позже, когда общество поручило вести собственную летопись журналистике, мокументари немедленно унаследовал её приёмы – и делает это до сих пор. Прародителем мокументари в кино считается легендарная радиопостановка в 1938 году «Войны миров» Герберта Уэллса его однофамильцем Орсоном Уэллсом в Чикаго. Впечатление реальности происходящего было настолько сильным, что радиослушатели в панике покидали свои дома, поверив в нападение пришельцев. Позже Уэллс использует мокументари в своём (опять же) легендарном «Гражданине Кейне». Перед началом сеансов в кинотеатрах те годы крутили не трейлеры, а новости – кинохронику. Фильм Уэллса начинался с такой вымышленной хроники о недавно умершем Чарльзе Фостере Кейне. Помните Форреста Гампа, жмущего руку президенту в «документальных» кадрах? Кейн уже в 1940 году дружески беседовал с Гитлером в таких же «документальных» кадрах.

Иллюзия реальности, которую создаёт журналистский стиль, подсознательное доверие обывателя к репортажу, выработанное просмотром тысяч новостей по телевизору, не раз ещё использовалась кинодеятелями. В 1957 году на канале BBC вышел репортаж о богатом урожае спагетти в Швейцарии. Зрители поверили в то, что спагетти выращивают на деревьях, несмотря на то, что был день 1 апреля – ведь так убедительно рассказывал об этом  «чуде» мокументарный фильм.

В 1964 и 1965 годах по заказу того же BBC режиссёр Питер Уоткинс снял документальные фильмы «Куллоден» и «Военная игра». В «Куллодене» рассказывалось о знаменитом сражении XVIII века между шотландскими повстанцами и анличанами, но рассказывалось так, будто в XVIII веке уже было телевидение и оператор с журналистом носились по полю битвы, интервьюируя её участников. Такая мистификация, хотя и явная, пришлась каналу по вкусу. «Военные игры», такой же заведомо мистифицированный фильм, рассказывал о том, что произошло бы в Великобритании, если бы Советский Союз нанёс ядерный удар по острову. Репортажная стилистика создавала жуткое ощущение реальности происходящего, и канал, понимая, что это будет слишком сильным впечатлением для зрителей, демонстрировать фильм отказался. Позже Уоткинс снимет «Парк наказаний» о вымышленном ужесточении реакции и репрессий в США, а уже в XXI веке вернётся к стилю «Куллодена», сняв такой же «репортаж» о восстании коммунаров в Париже.

Мокументари приобретал явно политический уклон и постепенно исчезал из кинотеатров и телевидения. Зато развивался мокументари развлекательный. Вуди Аллен снимает в 1969 году фильм «Хватай деньги и беги» о забавном преступнике Вёрджиле, и возвращается к этому жанру в фильме о человеке-хамелеоне «Зелиг» (1983). Знаковым для жанра был и фильм «Это – Спайнэл Тэп» (1984) Роба Райнера о гастролях по Америке вымышленной британской рок-группы. Именно в интервью по поводу этого фильма Райнер впервые употребил слово «мокументари», образованное от «mock» - подделка и «documentary».

Примерно в те годы в США и произошло разделение жанра на, собственно «мокументари» и «докудраму». И единственное видимое отличие между ними в том, что «мокументари» становится элементом фильма, усиливающим развлекательный эффект, «закос» под документализм, а «докудрамой» называют драматическое изображение вымышленных или даже реальных (как, например, «Куллоден»), событий.

Но уже в новом веке, после второго пришествия мокументари, это разделение можно снова поставить под сомнение. Похоже, мокументари окончательно поглотило своего сиамского брата. Первой сработавшей бомбой стал уже упоминавшийся фильм «Ведьма из Блэр» (1999). Он был снят кинолюбителями на ручную камеру, стоил 20 тыс. долларов и подавался как видеохроника реально побывавшей в Мэриленде студенческой экспедиции, в ходе которой все её участники таинственным образом погибают, оставив человечеству лишь плёнку с обрывками происшедшего. И я действительно встречал людей, которые меня уверяли, что это «так всё и было, они все умерли, и осталась только плёнка, прикинь!». Этот наивный фильм заработал миллионы.

В чём был секрет?

В хоум-видео, которым страдала тогда вся Америка, а теперь страдаем и мы. В зарождающемся сервисе видео-хостинга. В репортажной съёмке «с плеча» для теленовостей катастроф, убийств, аварий, терактов. Мы видели «дрожащую» картинку и верили ей, верили, что это всё – правда. Потому что не-правду, а точнее -- кино с его выдуманным сценарием снимают только огромными тяжёлыми кинокамерами, установленными на рельсах. И кадр там плавный, «прилизанный». Вот так многолетние старания инженеров, пытавшихся создать ещё более красивую картинку, были поставлены под сомнение.

Второй бомбой стал «Борат» (2006). Казахстанский журналист, путешествующий по Америке в поисках правды и Памелы Андерсон – в это никто не поверил. Но в его столкновения с американцами поверили. Саша Барон Коэн – известный провокатор, и провокации его никогда не были лишь способом шокировать публику и показать собственную извращённость (как думают некоторые морализаторы в Украине, запретившие «Бруно»). Коэн показывал зрителям их собственные лицемерие и пороки. Но в этой статье нас интересует нечто другое – а были ли реальными эти «герои» его приключений? Все эти отвратительные лживые святоши – могли ли они так легко «расколоться» перед камерой? И если это правда, если они такие и есть, то почему мы до сих пор считаем и «Бората» и «Бруно» игровыми фильмами? Какова здесь доля мокументари?

В прошедшем десятилетии было снято невероятно много мокументарных фильмов, как и чистых представителей жанра, так и использующих его как элемент повествования. И, попытаюсь предположить, что в 2010-х его будет ещё больше.

Во-первых, это очень дешево. Чтобы «сыграть в реальность», не нужно никаких особых технологий или средств, наоборот – киношных стандартов следует избегать. Гас Ван Сент снимал «Слона» (2003) в реально существующей школе с обыкновенными школьниками в ролях и даже отказался от искусственного освещения, снимая всё «как по-настоящему». Позже эту методику применила Валерия Гай Германика в своём фильме «Все умрут а я останусь» (2008) (правда, школьниц изображали взрослые уже актрисы).

Во-вторых, практика показала, что в мокументари лучше не задействовать звёзд. Зритель не поверит в «настоящесть», если бедного клерка будет изображать Уилл Смит. Собственно, и миллионные гонорары платить не надо.

В-третьих, такие низкобюджетные фильмы становятся неплохими площадками для проверки в деле молодых режиссёров, операторов и прочих киноработников. Самым удачным можно доверить и серьёзные проекты – Нил Бломкамп уже работает над многомиллионными блокбастерами, а Германика снимает сериал для Первого канала.

Так что жизнь у мокументари впереди долгая и счастливая, благо юных амбициозных режиссёров хватает. Жаль только, что повторить успех Германики и Бломкампа хотят они все, а нелёгкую судьбу Уоткинса – пока никто.

 

 

Комментарии rss
poslezavtra | 01.02.2010 23:05 |

[quote]финансирование малобюджетных фильмов [/quote] Smile

Серый Лев | 01.02.2010 23:12 |

10 000 000 на фильмы с бюджетом 1 000 000

kuklean | 01.02.2010 23:48 |

Так и есть:

"из специального фонда размером в миллион долларов будут выделяться средства для создания картин с бюджетом, не превышающим 100 тысяч долларов. Таким образом, в рамках программы будут выпускаться ежегодно от 10 до 20 проектов.

Денежные средства смогут получить как известные кинематографисты, так и дебютанты. Программа, в том числе, рассчитана на поиск новых талантов."

полная новость: http://kino.meta.ua/readnews/47742

poslezavtra | 02.02.2010 21:04 |

Правдешнее кино про жизнь - это ещё понятно. А вот фантастика правдешняя мне больше нравится: "Район №9" "Ведьма из Блэр".

На очереди "Паранормальная активность"(уже скачанная) и "Чернила"(пишут, что хорошая малобюджетная фантастика)

[Впечатление реальности происходящего было настолько сильным, что радиослушатели в панике покидали свои дома, поверив в нападение пришельцев.] Feel The power оф арт!

A961456591 | 09.07.2010 21:52 |

Статья занемательная, но как же "короткий метр"? Многие фильмы - учасники фестивалей короткометражных фильмов (на пример FUTURE SHORTS) могуть дать фору качественному (модномуVery Happy) полнометражному фильму. Тут даже для Украины есть реальный потенциал: 11-минутный фильм «Глухота» режиссера Мирослава Слабошпицкого из цикла «Мудаки: Арабески» отобран в конкурсную программу короткометражного кино Берлинале; “Путники” ("Подорожні") впервые в истории Украины привезли “Золотую пальмовую ветвь” Каннского фестиваля в номинации “короткометражный фильм”.

А что касается бюджетов - хотелось бы вспомнить короткометражку "The Hard Case" (1995), снятую Гаем Ричи как приквел к "Lock, Stock and Two Smoking Barrels" ("Карты, деньги и два ствола"), увидев которую жена Стинга помогла с финансирыванием "Карты, деньги и два ствола".

Да и создатели нового "Мортал Комбат" также собирают деньги выпустив тизер - рекламу...

P.S.: В комментариях упоминали "Чернила" - их автор, Джеймин Винанс, также перед ними снимал: Blanston в 2003, The Maze в 2003 и  Трудно быть богом (Spin) в 2005

Серый Лев | 10.07.2010 00:28 |

Короткий метр - хорош от малоизвестных или начинающих авторов. 

А вот после.... Метры как-то через не хочу снимают короткий метр (см. "У каждого свое кино", "Профессионал")

A961456591 | 10.07.2010 10:47 |

У малоизвестных или начинающих авторов тоже попадаются шедевры.

 

Что касается "после" - Спайк Джонс сняв фильмы "Быть Джоном Малковичем", "Адаптация" и "Там, где живут чудовища" вернулся к короткому метру и снял http://www.imheremovie.com/. Возможно его можно считать скорее исключением, но все же...

Поиск:
ИнформацияОбщениеБизнесДосуг
добавить сайт | реклама на портале | контекстная реклама | контакты Copyright © 1998-2010 <META> Все права защищены