<МЕТА> - Украина | Блоги | Українська
<META> - Украина
Интернет
Реестр
Новости
Рефераты
Товары
Блоги
искать в сообществе КиноМЕТА
Авторизация
Логин:
Пароль:
 
#

Календарь

 Ноябрь 
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
#

Древо жизни (2011) рецензия

kuklean | 2011-07-03 02:42:18  
Сообщение прочтено 12236 раз

Вы слышали, что сказано… А я говорю вам…

Что это: размышления о детстве, боге и всём существующем.

На что похоже: «2001: Космическая одиссея», «Фонтан», «Кояанискацци».

Зачем смотреть: чтобы подумать. Да и вообще – победитель Канн, сломанные копья критиков, матерящиеся уходящие из зала зрители…

Вот прямо сейчас посмотрите на стол, за которым вы сидите. Там, скорее всего, стоит стакан с канцелярскими принадлежностями. Возможно, лежат листы бумаги с каким-то текстом. Может быть, упаковка съеденного шоколадного батончика. Или недопитый кофе. А если вы дома, то, возможно, там стоит тарелка, где только что была яичница. Что бы там ни было, для вас это – просто предметы на столе. Но стоит посмотреть на них внимательно, не взглядом «как я могу это использовать», а взглядом «как это красиво», и вещи действительно, станут красивыми. Если ваш взгляд медленно скользит по предметам, вы можете ощутить их фактуру, расположение в пространстве, взаимосвязь их друг с другом, рассмотреть, как падает свет, и найти, в конце концов, в тарелке и обёртке гармонию и вселенскую красоту. Только таким взглядом художник смотрит на вещи прежде, чем создавать натюрморт. Этим же взглядом вы можете посмотреть на родного вам человека и увидеть не просто привычную физиономию и комплекс поступков и чувств, а его красоту – красоту именно в этом носе, именно в этих глазах, в этом подбородке и их уникальном сочетании. Таким взглядом художник смотрит прежде, чем создавать портрет. Если не смотреть, а рассматривать, всматриваться, можно обнаружить красоту практически во всём. Но не потому, что мы захотели её увидеть, и сами себе внушили, что она там есть, и не потому, что она там появилась, в момент, когда мы посмотрели, а потому, что она там была всегда, и есть всегда, и будет всегда. Но чтобы её увидеть, стоит посмотреть внимательно. Не «как я могу это использовать», а «как это красиво».

Именно так смотрит на мир Джека О'Брайена камера Эммануэля Любецки – каждый кадр является поиском красоты, гармонии, уникальности. Но не потому, что Джек в детстве имел мышление художника, а потому что Джек взрослый и даже постаревший так вспоминает своё детство. Тогда он жил, страдал, сомневался, пробирался через тысячи вопросов и решений, но в памяти остаются лишь вспышки, осколки, наиболее важные и наиболее яркие. Любецки, снимавший с плеча, кажется, ни разу не вставал на площадке в полный рост, а иногда прижимался к самой земле, чтобы и мы смотрели на мир глазами пытливого ребёнка, чтобы отец казался нам большим и грозным, а мать – бесконечно доброй и обнимающей, кажется, весь мир. Камера беспокойно оглядывается и суетится, когда Джек делает что-то плохое в его понимании и страшится кары, и расслабленно покачивается и заглядывает в лица приятелей Джека, когда они шляются по задворкам. Она выхватывает кусочек ссоры родителей через открытое окно и стыдливо тупит взор через мгновение, будто устыдившись услышанного. Иногда камера становится матерью Джека и замирает, всматривается в лицо сыновей, пытаясь прочитать их мысли. Иногда, за семейным ужином, камера надвигается на детей сверху, как сердитый отец, выискивая признаки непослушания и заставляя их сжиматься и прятать взгляд. Мы смотрим тысячью взглядов и переживаем тысячу настроений, но самое главное, что остаётся в памяти – наполненный красотой и гармонией кусочек маленького мира в каком-то городке южных штатов в далёкие 50-е.

фэнтези,Драма,Брэд Питт,шон пенн,Древо жизни,Дерево життя,The Tree of Life,Терренс Малик


Но камера – это один из слоёв вкуснейшего пирога, который соорудил Терренс Малик. Второй его слой – это метания мальчика между отцом и матерью, которые совершенно по-разному смотрят на мир и учат детей этим противоположным взглядам. Отец, подобно многим отцам, хочет сделать сыновей сильными, смелыми, лишёнными сентиментальностей, приготовить их к жизни в жестоком мире. Он учит их драться, учит их верить в себя, прививает дисциплину и трудолюбие, объясняет, как местные богачи добились успеха, не забывая их при этом покритиковать за богатство. Отец суров и иногда жесток, но не избегает при этом ласки. Отец любит детей и хочет им помочь. А с другой стороны этой школы жизни – мать. Кажется, единственное, что она хочет, чтобы её дети запомнили – это необходимость любить. Не только друг друга, но каждый наступивший день, каждый лучик света, каждый листочек. Всегда любить, всегда помогать друг другу, всегда прощать. Но её учение не превращается в лекцию, как это происходит у отца – Джек не помнит ситуаций, когда мать это говорила, он помнит лишь слова и её голос. Но он видел и запомнил, как мать сама воплощала в жизнь свои принципы – напоила преступника, прощала сотни раз их отца, и прощала детям их прегрешения. Когда Джек после очередного происшествия приходит к матери, он не делает вид, что ничего не случилось, как делал бы перед отцом, но ищет у матери утешения и искренне раскаивается перед её испытующим взглядом. В конце фильма отец Джека, рассмотревший свою жизнь, и понявший глупость своих же убеждений, признаётся сыну в своих ошибках, и, кажется, становится другим человеком. Но, спустя минуту он снова покрикивает на сына, снова самоуверен и суров – в подтверждение тезиса о невозможности исправить горб при жизни. В конце концов, лицемерие отца и шаткость его парадигмы, кажущейся такой верной на словах, но бесконечно опровергаемой в течение жизни, приводят Джека к вере в истинность материнских слов о любви и прощении, дополняя и без того волшебный и чарующий образ матери ролью средоточия вселенской истины. И здесь тоже прослеживается противостояние взглядов «как это можно использовать» и «как это красиво». Автор называет это «природой» и «благодатью». Конечно, эта история – визуализированные мемуары о детстве самого Малика, но тем интереснее смотреть, как обычная жизнь обычного ребёнка становится ареной действия сил вселенского масштаба.

фэнтези,Драма,Брэд Питт,шон пенн,Древо жизни,Дерево життя,The Tree of Life,Терренс Малик

Третьим слоем становится история вселенной с этим её масштабом, заставляющая и критиков, самых известных, и зрителей сравнивать «Древо жизни» с «2001: Космическая одиссея». Конечно же, главным поводом для сравнения стал 20-минутный отрывок о зарождении мира и об эволюции, по ритмике и месту в сюжете идентичный отрывку в фильме Стэнли Кубрика. И, кажется, именно в эти 20 минут исход зрителей из залов с возмущёнными репликами типа «Надо было на «Людей Икс» идти» достигает своего апогея. Даже в наше время, особенно в наше время, внезапная смена жанра внутри фильма с семейной драмы на размышления о зарождении всего ломает внутренние ожидания зрителя. Малик рискнул быть мультижанровым и в чём-то даже проиграл – публика остаётся очень сердитой. С другой стороны, отрывок этот чудо как хорош и потрясает в самом неожиданном месте – когда один динозавр на берегу речки находит другого, раненого или даже умирающего динозавра другого вида, когда он заносит лапу, чтобы раздавить своему ближнему череп, что-то его останавливает, и кажется лапой он уже не покушается на жизнь, а прячет голову ближнего и советует ему вести себя потише, чтобы не быть съеденным другими. Почему-то этот момент пропускается всем обозревателями фильма, хотя именно он становится центральным моментом всего отрывка – миллионы лет назад двое чужих друг другу существ испытали зачатки жалости, милосердия и, может быть, даже любви, о которой говорит мать Джека.

фэнтези,Драма,Брэд Питт,шон пенн,Древо жизни,Дерево життя,The Tree of Life,Терренс Малик

Четвёртым слоем, объединяющим и детство Джека и рассказ о космогенезе, становится божественное. Где-то через полчаса просмотра я испытал удивление, граничащее с шоком – на 95% реплики фильма адресованы Богу (в данном контексте с большой буквы, поскольку бог представлен, как личность). Где ещё вы могли видеть фильм, представляющий собой разговор с Богом? Малик – думающий христианин, и кажется, не побоявшийся вытащить свои размышления о боге на люди. Когда в самом начале умирает младший брат, и Джек оказывается одиноким, бредущим по пустыне из стекла и стали (это я о современном мегаполисе), а потом и по настоящей пустыне, возникает чёткая аналогия с Каином и Авелем, подтверждающаяся по ходу фильма образами обеих братьев. Отец Джека запрещает сыну называть себя «папой», предпочитая «сэр» и «отец». Он является прозрачным намёком на личность Бога-отца, Бога-ревнителя, Бога-карателя, на жестокого и мстительного ветхозаветного Бога, с его наказами быть сильным, любить родичей, а не иноземцев, давать сдачи, карать виновных и так далее. С другой стороны мать является Богом новозаветным с проповедью смирения и милосердия, любви и прощения. Любить нужно всех вокруг, всё, что видишь. На зло нужно ответить добром, за плохие поступки нужно прощать, ведь это поступки плохие, а не люди. У Малика жестокий Бог, подчиняющий страхом кары, проигрывает милосердному Богу, подчиняющему любовью. Если вы думаете, что я сейчас скажу, «что и произошло в реальности», вы ошибаетесь. Конечно же, борьба продолжатся и сегодня, в каждом из нас, в человечестве в целом. Христианская мораль любви и прощения пока ещё не позволяет этому миру сожрать самому себя, но покажите мне христианина, следующего её заветам. Малик понимает это и ставит вопрос вновь – почему мы до сих пор тешим себя иллюзией правоты ветхозаветного Бога кочевников и сыроделов? Почему до сих пор образ, прекрасно воплощённый Брэдом Питтом, актуален и узнаваем (похожий персонаж гениально сыгран Робертом ДеНиро в «Жизнь одного парня»)? Сколько ещё отцов-поучателей должно изуродовать не только свою жизнь, но и души своих детей, прежде чем поймут свои ошибки? Эти вопросы могут показаться смешными или наивными (особенно, если в вас живёт этот суровый мистер О'Брайен), но они до сих пор остаются без ответа, и Терренс Малик имеет полное право их ставить вновь и вновь.

фэнтези,Драма,Брэд Питт,шон пенн,Древо жизни,Дерево життя,The Tree of Life,Терренс Малик

Наконец, пятый уровень – неиссякаемая поэтичность фильма. И упоминавшийся отрывок о рождении Вселенной и съёмки блуждания взрослого Джека по городу напоминают по силе кадра и по настроению «Кояанискацци», что уже является достижением. Персонажи больше не общаются друг с другом, а говорят вслух, память Джека хранит не диалоги целиком, а характерные ситуации или важные слова – чаще всего слова, обращённые к Богу или к умершему брату, чьи образы почти сливаются. И, конечно, главной поэтической тонкой белой нитью проходит через весь фильм образ матери, прекрасно сыгранный Джессикой Честейн – в памяти Джека она остаётся воплощением доброты и любви, похожим на ангела. Возможно, кто-то удивится тому, что мама летает. А вы в детстве не верили в то, что ваша мама, если захочет, может летать?

фэнтези,Драма,Брэд Питт,шон пенн,Древо жизни,Дерево життя,The Tree of Life,Терренс Малик

P. S. Я ничего не писал о годах монтажа, о прошлых работах Малика, о прекрасной игре детей, о награждении в Каннах и освистании фильма – всё это повторяется из рецензии в рецензию, и желающие могут прочитать подробности у других кинообозревателей.

P. P. S. Я ни в коем случае не буду советовать вам смотреть это кино, тем более, что оно, кажется, нигде в Украине, кроме Киева не прокатывается. С вероятностью 0,95 вы прервёте просмотр на космическом отрывке. И смотреть его очень тяжело, поскольку думать и додумывать приходится с чудовищной интенсивностью. Но с другой стороны, эта работа во время фильма может принести величайшее удовольствие, столь редкое в наше время.

фэнтези,Драма,Брэд Питт,шон пенн,Древо жизни,Дерево життя,The Tree of Life,Терренс Малик

Вердикт: лучший фильм 2011 года. Судя по расписанию премьер, им и останется.

Комментарии rss
Серый Лев | 05.07.2011 16:17 |

С каждым годом, я все больше и больше расстраиваюсь в наших прокатчиках. Особенно в таких как Артхаус, который стал работать только для Киева. Забыл, что существует и другая Украина.

Серый Лев | 05.07.2011 16:18 [Комментарий скрыт] |
kuklean | 05.07.2011 16:22 |

Слишком много будет матов

don-ki-HOT | 05.07.2011 17:38 |

на фонтан говорите похоже, ну тогда посмотреть нужно.

m.oleshko | 07.07.2011 18:48 |

Спасибо за рецензию! Отличная! А этот фильм уже давно ждуVery Happy

Гость | 09.07.2011 20:10 |

Рецензія просто чудова. Я насолоджувалася текстом.Фільм не бачила, не  знахожу в хорошій якості, але обов'язково подивлюся 

kuklean | 10.07.2011 16:13 |

Спасибо. На сегодняшний день есть TVSynch на Рутрекере с русским дубляжом. Если владеете английским, можете поискать оригинал. Но в любом случае, это будет экранка, потому что диск ещё нигде не вышел.

germes2012 | 10.07.2011 15:43 |

Вкуснейший пирог??? Да это смотреть невозможно. Эта бредятина могла что-то и означать, а могла быть набором обрезков из карзины монтажера, которую Малик от нечего делать склеил. "Древо жизни" - полный бред, с идиотским финалом, динозаврами и летающей Джессикой Чейстен.

kuklean | 10.07.2011 16:18 |

Я предупреждал, что многие назовут фильм бредом. Это не зависит от IQ или зрительского опыта. Если размышления Малика совпадут с зрительскими и если у зрителя хватит терпения, и если вкус достаточно "извращён" для медитативных картинок с динозаврами и солнечными вспышками, то тогда фильм "пойдёт". Это очень редкое сочетание.

germes2012 | 11.07.2011 19:12 |

Ну да. Посмотрел на авангардную картину, рассказал, что это великое полотно о сотворении мира, а оказалось, что художник просто пробовал кисточки. Фильм может означать все что угодно, а потому скорее всего он вообще ничего не означает. К IQ и зрительскому опыту фильм Малика отношения не имеет.

Уберите "" перед словом "извращенен" и я соглашусь с вашим тезисом. Фильм пойдет только для узкого круга любителей артхауза, в котором далеко не все также останутся в восторге.

Гость | 11.07.2011 17:44 |
Абсолютно согласна с germes2012Фильм чуть меньше чем полностью лишен смысла. Сюжетная линия имеет информации на 20 минут, остальные 2 часа - для любителей релаксовой музыки с релаксовыми картинками, без какой-либо пищи для мозга. kuklean, кто бы спорил, что такие ценители есть, и вот им-то фильм действительно будет интересен. Но всем остальным - врядли.
Гость | 12.07.2011 14:04 |

 херомантия

Серый Лев | 12.07.2011 15:10 |

Что? Фильм или рецензия?

Поиск:
ИнформацияОбщениеБизнесДосуг
добавить сайт | реклама на портале | контекстная реклама | контакты Copyright © 1998-2010 <META> Все права защищены