автор Феликс Зилич

Герою сегодняшнего рассказа Зеленому Шершню через две недели стукнет 75 лет, но по его облику и поведению этого никогда не скажешь. В новом фильме режиссера Мишеля Гондри Шершень возвращается на экран в том же самом костюме и на той же самой тачке, что и много десятилетий назад. Но тот ли это герой, которому поклонялись все эти годы? Или, быть может, перед нами его злой близнец из параллельной вселенной не самых хороших фильмов?
Тридцатые годы XX столетия в истории Америки — это Эпоха Депрессии. Годы повального голода, разнузданной преступности и беспросветного черного отчаяния. Годы, когда тысячи бедных горожан, лишившись работы, бросали дома и бежали в деревню, а толпы иммигрантов со всех концов планеты занимали их жилплощадь, а также место в пищевой цепочке. Бросали на пол чемоданы и закатывали рукава, не забывая перед этим поблагодарить своих богов за исполнение своей скромной Американской Мечты.
Но самые трудные времена рождают и самых эпических героев. Именно в Эпоху Депрессию, время кризиса и отчаяния, на свет появились Супермен и Бэтмен, Фантом и Док Сэведж, Незримая Тень и Зеленый Шершень. Безликие герои в масках, которые выходили на улицы, чтобы бороться с преступностью там, где полиция и спецслужбы опускали руки. Для государства они становились людьми вне закона, линчевателями и мстителями с авторитарным комплексом в извилинах. Но эти герои были готовы мириться с подобным положением, потому что измученная совесть, жажда справедливости, приобретенные навыки и… хорошая финансовая база позволяли им всегда оставаться выше простых смертных.
В начале XXI столетия, на самом пике очередного финансового и политического кризисов, мода на уличных мстителей снова вернулась в массы. Простофили уверены, что виноваты в этом только 3D и спецэффекты нового поколения; мол, чего только не сделают киношники, чтобы развеселить детвору. Но мы-то понимаем (и Кончаловский теперь тоже понимает), что Щелкунчики и диснеевские принцессы — это уже больше не торт и не пирожные, а Бэтмен — вовсе не гей с мышиными ушками и лицом Джорджа Клуни, а самый главный и, наверное, самый серьезный символ праворадикальной Америки.
Посмотрите на экранизации комиксов последних лет. Бэтмен сражается с терроризмом и ведет с лейтенантом Гордоном многоэтажные идеологические дебаты. Железный Человек открыто торгуется с правительством на тему, в одиночку ему сражаться с иностранным милитаристами или, быть может, плечом к плечу с американской пехотой. Люди Икс поднимают восстание в гетто, а школьник по кличке Пипец готов поставить трущобы с ног на голову без привлечения каких-либо суперспособностей. Если завтра утром Lenta.ru напишет, что за убийством американского сенатора стоит Человек-паук, этой новости сможет удивиться только кинокритик Алексей Юсев.
В длинной шеренге легендарных уличных мстителей Зеленый Шершень был одним из первых. Супермен, Бэтмен и Тень возникли лишь спустя несколько месяцев (или даже лет) после его внезапного и очень эффектного появления на волнах детройтского радио. Да, именно так. Будущая легенда родилась вовсе не
Читать