God Save David Fincher!
Что это: костюмная драма
На что похоже: «Королева», «Анализируй это».
Зачем смотреть: заполнить образовательные пробелы после «Королевы».
Полуофициальный жанр – костюмная или костюмированная драма. У нас этим определением не принято оперировать, поскольку в нашем кино исторические фильмы или экранизации классических литературных произведений не обладают какими-то особыми правилами, законами или традициями. Актёры работают, ориентируясь на своего персонажа, а не на эпоху. А американцам использовать этот термин приходится – благодаря языковой общности их экраны частенько бомбардируют своими жизнеописаниями королей и герцогов британцы. При этом, в отличие от других жанров и полужанров, костюмная драма за последние 50 лет не претерпела никаких изменений. Были «авангардные» попытки ставить Шекспира в современном антураже, но тогда фильм переставал быть костюмным, и кроме того, это «новшество» придумал ещё 80 лет назад Орсон Уэллс. Поэтому британцы с завидным усердием и однообразием переносят на экраны всё мало-мальски литературное из своего великого прошлого. Кстати, ни французы, ни немцы, ни испанцы, ни итальянцы, при их не менее великом прошлом, за таким занятием замечены не были. Ещё вот русские пытаются, но это пройдёт.
А в 1999 году костюмная драма вызвала шок. Но не потому, что она явила миру откровение, или поразила талантом актёров или смелостью режиссёра – нет, она просто выиграла «Оскар». В Голливуде уважают британские ретроспективы в кринолине, но в тот год странный психоз распространился на всех академиков – фильмом года стал «Влюблённый Шекспир». Сегодня никто не может найти в нём ничего, достойного этой премии. А «прокатили» в тот год, кстати, «Спасти рядового Райана» и «Тонкую красную линию». Даже неноминированные «Американская история X», «Шоу Трумана» и «Вне поля зрения» выглядят сегодня более интересными, не говоря уже о классике Спилберга и Малика. Ошиблись академики? Попали под гипноз, общее наваждение? После такого свального греха обычно бывает стыдно. Так вот им всем теперь стыдно за 1999 год.
Сегодня британским экспортным продуктом №1 стал «Король говорит!». Фильм собрал потрясающе позитивную критику – 4 из 4, 5 из 5 и многочисленные комплименты работе Колина Фёрта и Джеффри Раша. «Король говорит!» получил 12 номинаций на «Оскар» - больше, чем любой из фаворитов, и сегодня уже не кажутся паранойей разговоры о повторении «Психоза’99». Конечно, психозом это может назвать человек, относящийся к фильму критически. Его поклонники считают это признанием несомненных достоинств
Читать