Юбилейный, 60-й Берлинский международный кинофестиваль оказался полон неожиданностями и необычностями больше, чем даже можно было себе представить. Во-первых, эта зима в Германии выдалась необычайно холодной. Во-вторых, немецкое кино над Берлином, очевидно, пролетело. И в-третьих, всё остальное – те же необычности.
Начались эти «необычности» в прошлом году, когда в Цюрихе на местном фестивале арестовали Романа Полански, который собирался представлять на «Берлинале» свой новый фильм «The Ghost Writer» (на русский это название каждый норовит перевести по-своему). И, находясь под домашним арестом, Полански стал главным киномучеником года, которого без награды оставлять было уже как-то неудобно. Полански и получил своего «Серебрянного медведя» за режиссуру. Хотя фильм, что интересно, критика хвалит, признавая его чуть ли не лучшей работой «узника страсти».
А главная борьба с ещё большими неожиданностями проходила совсем в других номинациях. Начнём, вопреки традиции, с главного приза – «Золотого медведя». Его получил фильм «Мёд» турецкого режиссёра Семиха Капланоглу, последний фильм «Трилогии о Юсуфе». Первые две ленты – «Яйцо» и «Молоко», получившие награды на менее значимых фестивлях, рассказывали о поэте Юсуфе и Юсуфе-студенте. «Мёд» же стал своеобразным приквелом этих фильмов – Юсуф здесь – 6-летний грустный мальчик, весь мир которого сосредотачивается на фигуре отца-пасечника. Как пел один обитатель леса, «мишки очень любят мёд». Вполне очевидно, что «медведя» Капланоглу получил совокупно за всю трилогию. И, кстати, по странному совпадению на Берлинале всерьёз озабочены темой еды в кино. Уже несколько лет в рамках фестиваля проходит Кулинарный форум. В этот, 4-й раз – под девизом «Голодное настроение» прошёл показ 14 фильмов, каким-то образом касающихся еды и её приготовления.

Если награда для турецкого фильма стала диковинкой, то премирование румынских фильмов вошло в традицию многих фестивалей – румынское кино сегодня «на взлёте». Фильм «
Если бы я хотел свистеть, то свистел бы»
Флорина Щербана получил
Гран-при жюри. Новая-волна-по-румынски характеризуется, прежде всего, очень явной социальной направленностью – например, сюжет лауреата Берлинале представляет собой жизнеописание юного преступника, со всеми составляющими – «малолетка», гастрабайтерство, любовь вопреки, семейные конфликты. Румыния, как страна, представляющаяся европейцам чем-то вроде «как у Кустурицы», пользуется своим положением и создаёт кино трущоб и
Читать