"Bande à part", по-русски "Банда аутсайдеров", "Банда неудачников", "Посторонние" или "Отдельная банда" -- как ни странно, самый успешный фильм Жана-Люка Годара. Он заработал больше всего денег -- 182 857 долларов на американском прокате, его посмотрели 80 000 французов. Сказать "это самый простой для восприятия фильм Годара" тоже не получится -- у него нет простых для восприятия фильмов. Это вам не Феллини с его "Сладкой жизнью" и не Тарковский с "Ивановым детством". Однако, именно банда стала гостем в американских списках "лучших фильмов всех времён". На предпоследних местах, но всё же...
Вообще, выделить "лучший фильм Годара" невозможно. Для меня лично, для вас лично, для него -- может быть. Но общепризнанного шедевра, как "Крёстный отец" у Копполы или "Кин-дза-дза" у Данелии, у него нет. Поэтому для кого-то "Банда" станет этим лучшим фильмом, а кто-то будет плеваться. А кто-то врубится раза с третьего и "просветлеет".
Известны, по крайней мере, два человека, для которых "Банда" -- не просто фильм. Бернардо Бертолуччи прямо скопировал сцену пробега по Лувру в своих "Мечтателях". Да и вообще целиком "Мечтатели" -- фильм-воспоминание не сколько о революции-68 или о свободе, а о персонажах фильмов Годара. Второй человек -- Квентин Тарантино. То, что Тарантино "дрочит" на Годара -- факт известный. Свой дебют "Бешеные псы" он посвятил Годару. Однако, к стыду своему, я совсем недавно узнал, что свою студию "A Band Apart" (знакомый логотип на картинке слева) он назвал в честь именно "Банды". И самое интересное -- сцена танцев Винса Веги и Мии Уоллес в кафе -- это видоизменённая сцена танцев Франка, Одиль и Артура в "Банде". Годар довольно забавно прореагировал на такое множественное заимствование -- мол, это конечно, приятно, но было бы неплохо, если бы он и деньжат подкинул.
Вообще феномен Тарантино скопирован с феномена Годара -- это удачный пример творческого гения в эпоху постмодернизма. Сам этот страшный термин проще всего расшифорвывается, как искусство из искусства. Когда произведение искусства вдохновлено, пропитано или даже напрямую заимствует другие произведения -- это постмодернизм. Жадный и благодарный синефил Годар начинал, как виртуозный жонглёр ссылками и цитатами. Проработав несколько лет кинокритиком, он настолько накачался кинематографом, что устроил матрице короткое замыкание и выбрался наружу, став над кино, и создавая совершенно новое кинопространство, новый киноязык. Не меньший киноман Тарантино несколько лет работал в магазине видео и так "накачался" кином, в том числе и Годаром, что разорвал матрицу и выбрался наружу, став над кино, и создавая совершенно новое кинопространство, новый киноязык. Годар показал, как можно быть независимым в кино, которое тогда казалось искусством для больших денег. Как можно подчинить сюжет философии свободы, а действие
Читать