
Что это: социальная драма с элементами боевика
На что похоже: «Соломенные псы».
Зачем смотреть: узнать, как можно сломать систему.
Давайте я уж сразу отделаюсь от перечня обязательных элементов, без которых ни одна рецензия на «Три дня на побег» не обойдётся.
1) это римейк французской картины «Всё для неё»;
2) роль Лайама Нисона здесь мизерная, на пять минут;
3) экшена здесь гораздо меньше, чем можно было подумать, глядя на постеры, трейлеры и Рассела Кроу; это не боевик, это драма.
И скажу вам то, что в рецензиях упоминать не будут – в среду, 17 ноября, фильм вышел в Бельгии, 18 ноября – на просторах СНГ, 19 ноября выйдет в США, и аж до января 2011 будет выходить во всех Европах и Азиях. Так что можете увидеть его на полгода раньше британцев :)
А теперь, по традиции, поговорим об общекинематографических явлениях и тенденциях, с которых я привык начинать рецензии.
Довольно известна практика, когда режиссёры пишут сценарии для своих фильмов. Собственно, с этой моды и началась история авторского кино, где именем режиссёра можно было подписывать постеры, где автор определял все грани своего детища. Прошла эра всесильных продюсеров и монструозных студий, когда режиссёра нанимали поставить неизвестную ему пьесу. Многие постановщики попадают в категорию «сам себе сценарист» - Федерико Феллини, Фрэнсис Форд Коппола, Жан-Люк Годар, Андрей Тарковский и т. д. Но есть и зеркальное отражение этой категории – сценаристы, ставшие режиссёрами. И здесь получается совсем другая история.
В большинстве случаев сценарист создаёт разговорный ряд, определяет сюжет и характеры героев, и лишь минимально обозначает сюжетно-необходимые визуальные или звуковые элементы – «ружьё на стене», «таинственный шёпот», цвет костюма. Только сюжетно-необходимые, если, например, по цвету костюма разоблачают шпиона. Всё-таки режиссёр должен создавать ткань фильма, атмосферу, работать с костюмерами и композиторами – в этом и есть его постановка, его «прочтение» сценария. Поэтому, если прослеживать связи профессий в фильме, то сценарист «работает» преимущественно с режиссёром и актёрами. Как правило, свет, звук, музыка, грим, спецэффекты, реквизит и прочее сценариста не касаются, это уже надстройка над его текстом. Следовательно, если «убрать» режиссёра, в связи остаются сценарист и актёры. Поэтому сценаристы, ставшие режиссёрами, снимают фильмы с очень сложной структурой, «разуливаются», и с огромным пространством, «пастбищем» для актёра. Вспомните, например, Тони Гилроя и его режиссёрский дебют «Майкл Клейтон».
Читать