Слишком много Уэллса, слишком много изысканностей, красивостей, странностей.… У него не было взвешенности, чувства меры, он ломал существующие клише, перетягивал на себя одеяло, изобретал свою технику съемки, свой киноязык, за право освоить который многие сегодняшние киноделы были бы готовы сожрать свои шляпы и продать души, даже при том, что и шляпы, и души в наше время носят и имеют очень редко.
Айна Курманова, "25-й кадр"

Тот самый великий Орсон Уэллс уже несколько лет, как был "изгнан" в Европу. Как-то в конце 50-х он попросил однажды у своего приятеля, голливудского продюсера Альберта Загсмита худший из имеющихся у него сценариев. Уэллс хотел доказать, что даже из плохого сценария он сделает великий фильм. Так началась работа над "Печатью зла".
Джанет Ли (будущая Мэрион из "Психо", и не родившая пока ещё девочку по имени Джейми Ли Кёртис), начинавшая тогда карьеру, рассказала о необычных методах работы Орсона Уэллса:
"На репетициях мы практически переписали большинство диалогов -- все мы, что было очень необычно. Но мр. Уэллс хотел, чтобы мы участвовали в этом. Это была коллективная работа, и она была построена на волнующем соучастии, на творчестве, на энергии... Уэллс хотел ухватить каждое мгновение. Но ему не нужно было одно "гладкое" мгновение. Он делал так, что мы чувствовали, что вовлечены в чудесное нечто, которое происходит прямо у нас на глазах".
Боссы Universal остались недовольны качеством фильма, отвергли проект окончательного монтажа, предложенный Уэллсом на 55-странцах, перемонтировали его и попросили режиссёра Гарри Келлера переснять некоторые сцены. "Печать зла" вышла как B-movie (второй сорт) и замечена была только в Европе, куда, собственно, и вернулся Уэллс, сказав своё последнее "прощай" Голливуду.
Лишь впоследствии киношная Америка осознала, что это был последний нуарный фильм и что его снял её самый талантливый сын. Universal дважды воссоздавала картину из архивного материала согласно той самой отвергнутой 55-страничной записке. И хотя сегодня "Печать зла" максимально приближена к замыслу Уэллса, мы уже никогда не узнаем, каким всё-таки должен был быть этот фильм.
в среду, 26 мая,
Харьков, (м) Пушкинская, литкафе "КУБ"
20-15
фильм Орсона Уэллса
"ПЕЧАТЬ ЗЛА"
Встречи: Вконтакте или
Читать