
Две трети населения Нигерии живет менее чем на доллар в сутки, тем не менее, по масштабам
киноиндустрии эта страна занимает второе место в мире, согласно данным UNESCO. Нигерийский «Нолливуд», как его называют, обеспечивает стабильный поток экшн-фильмов и любовных мелодрам в Африке и за ее пределами.
Нолливуд — огромная индустрия, которую по числу выпускаемых фильмов вышла на вторую позицию после индийского Болливуда, незаметно для всего мира опередив Голливуд.
В этому году в Нигерии будет выпущено по меньшей мере 900 картин, то есть вдвое больше, чем в Голливуде, объем кинобизнеса оценивается в 200 млн долларов. И это в стране, где 70% населения по-прежнему живет на 1 доллар в день, считая большой удачей, если хотя бы два часа в сутки есть электричество, где сточные воды отводятся по открытым каналам прямо на улицах. Эта страна «знаменита» коррупцией, интернет-мошенничествами, проституцией и нефтью, но определенно не культурой кинематографа. Но есть продюсеры, которые решительно настроены на то, чтобы прославить Нолливуд во всем мире. Это касается, например, Диксона Ироегбу (Dickson Iroegbu), который намерен добиваться своих высоких целей, продвигая качество и творчество. Ироегбу хочет получить «Оскар» для своей страны. Таков его план, пишет Spiegel.
Мартин Оньемаоби (Martin Onyemaobi) — один из королей сегодняшнего Нолливуда. Его офис в районе Алаба не похож на офис, скорее, он напоминает маленький чулан, забитый неупакованными DVD, сложенными по 100 штук и перевязанными веревками. Оньемаоби объясняет, как работает отрасль: «Здесь начинается жизнь нигерийских фильмов, с этого калькулятора».
В среднем производство одного фильма в Нолливуде стоит 20 тысяч долларов. Для сравнения, в Голливуде речь идет о 100 млн долларов. «Я читаю сценарий, и если мне он нравится, начинаю считать». Оньемаоби уже профинансировал 50 картин, которые потом сам продавал в своем маленьком магазине, пишет Spiegel.
Государственных субсидий на производство фильмов практически нет, а если что-то выдается, эти средства, по мнению большинства, оседают в карманах высших эшелонов кинобизнеса. Сначала Оньемаоби заимствовал деньги в банках и у частных предпринимателей, но теперь, по его словам, у него достаточно собственного капитала. Он продает до 300 тысяч копий каждого фильма в год по 250 найр (1,20 евро) за штуку. За прошлый месяц было продано 50 тысяч дисков его очередного хита «Royal War».
У Оньемаоби выходит до 20 фильмов в год при минимальном бюджете от 6 тысяч евро на картину. Съемки ведутся с одной камерой, обычно продолжаются они примерно неделю, «кровь», например, рисуется кетчупом, используется дешевая компьютерная анимация.
Spiegel описывает автобус Mercedes кинопродюсера компаниии Divine Touch Productions Limited. Все, что внутри, представляет собой Нолливуд. «Весь мой фильм в этом автобусе», — говорит продюсер. 15 молодых актеров и ассистентов, привлеченных на две недели, HD-камера, оператор, режиссер, три осветительных прибора, микрофон, сумка Adidas с костюмами, электрогенератор, сумки с едой. И три звезды. «Все это обходится в 38 тысяч долларов, производство фильмов практически из ничего», — говорит продюсер.
Африка — огромный рынок, только в Нигерии живут 150 млн человек. Нигерийские фильмы продают и в другие страны, например, Гану, Сьерра-Леоне,
Читать