Я хочу, чтоб жили лебеди
Что это: производственная притча
На что похоже: «Рестлер», «Адвокат дьявола», «Шоугёрлз».
Зачем смотреть: полюбоваться на игру Портман и разгадать очередной аронофскворд.
Я хочу, чтоб жили лебеди,
И от белых стай,
И от белых стай
Мир добрее стал.
Андрей Дементьев, «Лебединая верность»
Здесь нельзя не вспомнить «Рестлера». Слишком уж близки на первый взгляд по своей проблематике оба «крайних» творения Даррена Аронофски. О работе. О знакомом, о привычном. Но по-другому. Привычном потому, что мы-то привыкли к банальной борьбе со своими страхами и сомнениями, с собственной ленью, с бесконечными палками в колёса нашей профессиональной деятельности, с неумением, с собственной не-талантливостью. Мы – это те, кто занимает не своё, случайное место. Или попросту не нашедшие настоящее своё место. Мы – это большинство. Привыкли бороться на работе, чтобы поскорее закончился рабочий день.. Мы привыкли бороться, но не привыкли побеждать, для большинства работа всё же остаётся №2 после семьи или друзей, или любимого хобби, или сексуальных приключений, или водки. Номер Два, место для зарабатывания денег, чтобы тратить их на Номер Один. Мы – люди, существа социальные, существа любящие кого-то и любимые кем-то. Окружённые родственниками, друзьями, любовниками, соседями и просто прохожими.
В принципе, отчасти социальным существом был и «Баран» из «Рестлера». Он понимал, что после того, как твоя профессия выплюнет разжёванного тебя на обочину, словно потерявшую сладость и ставшую горчить жевательную резинку, выход всё же может быть найден. В семье, в друзьях, в любовниках – в людях. Единственное, что остаётся пенсионеру – общение, восстановление потерянных отношений и связей. «Баран» проигрывает на этом незнакомом для себя поле, он опоздал, слишком долго он плевал на окружающих людей, слишком долго они были чужими. Его отчаянное и фатальное возвращение в профессию – практически торжественное сипоку, произведённое перед сотнями зрителей, на самом достойном для этого месте – ринге, в самое достойное для этого время – во время боя. Мы приняли в своё время «Рестлера», мы сполна откушали этого навара из увлечённости работой и сопутствующего ей социального отторжения. Мы поняли, если не знали раньше, или убедились в своей правоте, если думали именно так до «Рестлера», что никакая работа не спасёт и не освободит тебя от счастья и долга быть человеком, жить среди людей, ради людей – каких-то или всех, неважно. Никакая работа не сделает тебя человеком, не даст почувствовать себя человеком – только другие люди могут это сделать. Посмотрели, поняли, и что? Опять? Неужели такой талантливый человек, как Даррен Аронофски захочет второй раз снимать фильм на одну и ту же тему?..
Читать