взято на "Свободном мире"
Выход в прокат фильма Ларса фон Триера "Антихрист" вызвал небывалый ажиотаж. Скандальная известность вкупе с эпатажными сексуальными сценами и религиозным заглавием картины обеспечили зрительский интерес. Первую неделю показа картины в Москве "Антихрист" собирает аншлаги, невиданные для артхауса со времен выхода "Страстей Христовых". Но феномен картины, как ни удивительно, совсем в другом. Это тот уникальный случай, когда зритель после просмотра остается неудовлетворен увиденным только что и пытается найти ответ на вопрос: о чем же фильм "Антихрист" и где найти информацию по этому поводу?
Кино как массовое искусство давно уже подстраивает себя под зрителя. Если режиссер производит эксперименты над публикой, то, как правило, они уже заранее просчитаны с позиции коммерческого потенциала ответственными за эту сторону вопроса людьми. На фильм, который рискует быть не понят зрителем, продюсеры денег не дадут. По сравнению с Голливудом, европейская система кинопроизводства строится на дотациях. Чтобы получить достойный бюджет и ангажемент, режиссер должен доказать свой класс опять-таки на том, как его творчество вызывает отклик зрителя. Но чем выше уровень известности режиссера, тем больше соблазнов испытывает он в попытке потакать вкусам публики. Стандартная схема для карьеры многих европейских кинодеятелей, получивших признание на родине - это путь в Голливуд как признание американскими студиями умения режиссеров понять то, что хочет зритель. Ларс фон Триер не пошел по пути многочисленных коллег: от соплеменника Билле Аугуста, получившего два главных приза Канн (у Триера он один), сейчас увязшего в многочисленных копродюсерских постановках до отечественного режиссера Тимура Бекмамбетова. Датский режиссер, несмотря на то, что снял несколько фильмов, сюжет которых развертывается в Америке, уехать туда отнюдь не собирается, да и вряд ли это вообще возможно, если учесть его давнюю неприязнь к этой стране и боязнь летать самолетами. Кроме того, Триер считает себя величайшим режиссером, что не располагает его к компромиссам. Финансовых трудностей он тоже сейчас не испытывает.
И вот появляется "Антихрист" - фильм, созданный на основе скандального материала одним из ведущих мировых режиссеров, не желающим идти на поводу у зрительских вкусов и ожиданий. Ситуация довольно уникальна: если попытаться сопоставить две последних картины датчанина, то снятая ранее камерная "Самый главный босс" не вызвала и десятой части пересудов, по сравнению с новой лентой. Вероятно, это случилось от того, что сюжет "Босса" сам по себе был относительно понятен, и никаких мысленных усилий для понимания его среднестатистическому зрителю можно было и не предпринимать. Феномен "Антихриста" - в его загадочности: зрителю непонятна мотивация героев, неясна композиция фильма; все выглядит так, как будто бы есть какая-то скрытая от непосредственного взгляда система, согласно которой действуют персонажи.
Рядовой зритель, как правило, определяет свое отношение к просмотренной картине в системе координат "понравилось / не понравилось", что вполне согласуется с логикой индустрии развлечений, реализующей удовольствие по коммерческой стоимости. Рейтинг нового фильма Триера загнал его в раздел "Не понял", который, с добавкой "Но там, возможно, есть какой-то смысл", спутал карты всем участникам процесса удовольствия. Но здесь нас больше интересует не карман неожиданно обогатившегося
Читать