Пришло время отписаться по каждому фильму из серии экранизаций приключений "Гарри Поттера". Так как, к счастью или к сожалению, других фильмов поттерианы не будет.
Прежде всего, стоит разграничить роман, служащий основанием для фильма и сам фильм. Джоан Роулинг честно призналась, что довольна каждой из картин, и прекрасно понимает, что вместить все сюжетные линии книги в фильм невозможно: "... романы не стеснены хронометражом и бюджетом. Я могу создавать ослепительные эффекты, основываясь только лишь на взаимодействии воображений -- моего и моих читателей". Понятно, что фильм ограничен технологиями своего времени, и даже если учесть, что в каждом фильме спецэффекты были сделаны на грани возможного -- именно в Гарри Поттере, лучше, чем где бы то ни было, мы можем наблюдать эволюцию компьютерной графики -- время было такое.

Первый фильм, "Гарри Поттер и философский камень" был своего рода риском -- книги были очень популярны среди детей, но Роулинг, понимая ценность её истории для кинематографа, изначально выдвинула жесточайшие условия. С одной стороны, она запросила "смешные" авторские -- 1 миллион фунтов. С другой стороны, она потребовала процент от сборов, что, как теперь известно, было правильным решением. Но самое важное, писательница поставила очень неудобное для студии условие -- в фильме должны играть только британцы. Warner Bros. пошли на это, и вбухали 125 миллионов в фильм без единого знакомого среднему американцу лица.

Начинал Поттериану признанный специалист по детскому кино -- Крис Коламбус. Его "Один дома" тому доказательство. А в "Двухсотлетнем человеке" можно было увидеть то, как Коламбус справляется со спецэффектами. Он, как выяснилось впоследствии, оказался самым правоверным поттерианцем -- снимал очень близко к книге, к очень детской книге. И кино вышло детское -- доброе, наивное и в большей степени развлекательное. Зрителя больше интересовало, как Гарри и Рон справится с троллем, или насколько далеко уйдут опекуны юного чародея в вредности и противности. А главной сценой фильма, конечно, стал матч по квиддичу -- на тот момент это была одна из самых головокружительных сцен современности, соперничающая с гонками Энакина в картине "Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза". Мягкого, приемлимого для детей ужаса нагнал трёхглавый Пушок. А вот встреча с Волдемортом оказалась смазана -- но мы же не знали, каким офигенным потом станет суперзлодей в исполнении Рэйфа Файнса. А всеобщую любовь публики заслужил Хагрид, которого сыграл британский комик Робби Колтрейн. И неудивительно -- большой, сильный, бородатый и очень незамысловатый -- какого ещё объекта обожания нужно 10-летнему зрителю? Так что все эти сюжетные твисты, двойственность Северуса Снегга и Альбуса Дамблдора остались "на потом", когда зритель вырастет.
