Решил подытожить свои впечатления о различных явлениях в кино, причём самым простым и модным путём -- составлением рейтингов.
Первый рейтинг -- советские актёры (1960-1990), которые меня поразили и поражают до сих пор.
Порядок произвольный.
Евгений Евстигнеев - мастер вторых ролей, очень умел создать характер практически из ничего. Во всём фильме "По семейным обстоятельствам" самый смешной эпизод -- его реакция на Быкова в сцене с логопедом. Замечательный жлоб Корейко в "Золотом телёнке". Отвратительнейший (в позитивном смысле) Корзухин в "Беге". Такой же отвратительный и даже более легендарный Ручечник в "Место встречи изменить нельзя". Я не видел "Зимний вечер в Гаграх", где, говорят он хорош. И, конечно, вершина творчества -- профессор в самом необъяснимом для меня советском фильме "Собачье сердце".
Евгений Леонов -- ну, конечно Винни-Пух, заведующий детсадом в "Джентельменах удачи", король из "Обыкновенного чуда" и Коля в "Афоне" -- это все знают и любят. Для меня Леонов -- это, прежде всего, честный Потапов из непопулярной нынче по политсоображениям "Премии", это трогательный Сарафанов из прекрасной мелодрамы "Старший сын" (там ещё можно увидеть лучшую роль Боярского), это жалкий Уэф из "Кин-дза-дза". И особняком две роли -- Васин из "Слёзы капали" и (нарушу правило говорить только о кино) -- Тевье из спектакля "Поминальная молитва". Здесь Леонов невероятно мастерски использует всевозможный арсенал -- от неприметных жестов и осанки до взглядов и вздохов.
Олег Борисов -- любимый всеми Голохвастов в "За двумя зайцами", конечно же, не стал бы причиной попадания Борисова в этот список. Мне редко удавалось его видеть, но то, что я видел, поражало точной, скромной и глубокой работой. Был такой фильм "Дайте жалобную книгу" о ресторанном бизнесе в СССР -- у Борисова там прекрасный монолог о культуре обслуживания. Роль следователя в "Живом трупе" могла бы стать декоративно-прикладной, но Борисов прекрасно вывел её на один уровень с центральными персонажами, а роль-то на 10 минут. Позже он снялся в "Крахе инженера Гарина", где его Гарин был более холодным и зловещим, чем истеричный Гарин у Евстигнеева в экранизации той же книги -- тут Борисов выиграл. И не могу не занести в актив Борисова его озвучку фильма "Однажды в Америке". Это идеал, эталон прекрасного актёрского чтения, которое на затмевает актёров на экране, а сливается с ними. Такого уровня я больше нигде не встречал.
Читать