Октябрь мы хотели посвятить сильным людям, стойким, как герои Джека Лондона и масштабным, как герои Льва Толстого. Людям-глыбам. Однако в процессе отбора тема немножко видоизменилась. Героями фильмов октября стали люди по-прежнему стойкие, но уже в более узком, профессиональном смысле. Это уже не люди-глыбы, а люди-гвозди, что не делает их менее интересными. Итак, "профессиональные упрямцы".
Премия

Фильм, где правит сценарист. Александр Гельман, ранее известный, как Шуня Гельман, родился в 1933 году в Бессарабии, побывал в гетто -- из всей многочисленной семьи после войны остались он и отец. Гельман жил в Кишинёве, работал слесарем и на стройках, учился в военном училище, а в возрасте 33 лет он переезжает в Ленинград, чтобы стать журналистом. Гельман, как нормальный советский еврей вышел из рабочей среды, но накопленный опыт использовал не для восхождения по карьерной лестнице, а чтобы рассказать о нём окружающим. То ли оттепель так подействовала на молодого строителя, то ли внутренняя свобода.
Фильм "Премия" наряду с фильмом "Мы, нижеподписавшиеся", до сих пор остаются острыми и очень смелыми картинами, но не пролежавшими на полках, а известными широкому зрителю. И то, что обе они принадлежат перу Гельмана, и ожидаемо, и удивительно -- никто так не громил советскую командно-административную систему, и понятно, что автор у таких фильмов один. Удивительно, что всего один нашёлся такой смельчак на всю страну.
У него потом выходили ещё пьесы, по которым ставили спектакли и снимали фильмы, и Гельман продолжал ругать бюрократию, соцсоревнования, лицемерие начальства, официальную ложь про показатели и достижения -- желающие могут поискать фильмы "Обратная связь", "Зина-зинуля" и другие.
Что касается заявленной темы месяца -- профессионального упрямства, здесь оно играет ключевую роль. Василий Потапов, бригадир и честный человек, однажды восстаёт против официозного вранья и непогрешимого руководства. Немногие бы смогли так поступить и ещё меньше -- выстоять при первом же хмуром взгляде директора. А Потапов стоит на своём, ему есть, что сказать.
Сомнение

Ещё одна театральная пьеса, ставшая фильмом. В этот раз её постановщиком оказался сам автор -- Джон Патрик Шэнли, лауреат "Пулицеровской премии" -- собственно именно за эту пьесу.
Было бы достаточно сказать, кто играет в этом фильме -- Мерил Стрип и Филлип Сеймур Хоффман, и можно заканчивать описание, ведь такое сосуществование на одном экране двух выдающихся актёров способно захватить даже при слабости остальных составляющих.
Труднее всего определить жанр...
Читать