Дети предпочитают принцесс
Что это: диснеевская сказка о принцессе.
На что похоже: «Красавица и чудовище», «Белоснежка», «Русалочка».
Зачем смотреть: вспомнить, что такое настоящий Disney.
Почему произошёл взлёт Pixar или Dreamworks Animation? Не потому, что они вывели на уровень искусства компьютерную графику или нашли стёбно-саркастичную интонацию (а они вывели и нашли, конечно). А потому, что Disney им это позволил. На фоне «Короля льва» пиксаровская «История игрушек» смотрелась, прежде всего, как невиданный доселе аттракцион – компьютер заменил кисть. И мало кто тогда понимал, что шикарный, изумительный, драматичный «Король лев» - последний печальный вздох, лебединая песня Disney. Не понимали и не верили потом ещё очень долго. И тогда у студии наступил настоящий, глобальный, на долгие годы, кризис, который ударил и по мультипликации, и по кинематографу. И, мне кажется, проблема Disney была в том, что они искали выход из своего тупика в совершенно неправильном месте.
Понятно, что тягаться с Pixar в компьютерной графике во второй половине 90-х они не могли. Disney решил оставаться верным ручной анимации – в этом они были лучшие, и это они считали своим козырем. Они были правы и неправы одновременно – рисовали и рисуют они, действительно, лучше всех, но они посчитали, что душа диснеевских мультиков именно в классической анимации, что умелые руки и кисточка – залог зрительской любви. А это был всего лишь инструмент, как и компьютер остаётся инструментом. Disney начал отчаянно метаться – они не могли придумать оригинальных персонажей, как ковбой Вуди или монстр Салли, и они вытаскивали из пыльных библиотек необычных персонажей – индианку Покахонтас, китаянку Мулан, какого-то южноамериканского недотёпу-царька. «Новое! Новое! Нам нужны новые идеи, новые характеры! Хватит терзать Перро и Андерсена! Новому зрителю нужно новое!» - кричали продюсеры на собраниях… Ну, как мне это представляется. Действительно, глупо было рассчитывать, что история Алисы в Стране чудес или Золушки станет откровением для юного зрителя – какие там могут быть неожиданные повороты в сценарии? Но и забытые легенды о спасительницах племени вышли безжизненными. Дети, как оказалось, были равнодушны к экзотике и антуражу. Ну что толку, что про Древний Китай никто ещё не рисовал? Для детей всё вокруг – экзотика, они ещё сами в себе и своём квартале не разобрались, для них бабушкин дом хранит больше открытий, чем история китайских войн.
Потом пришёл жутко пост-модернистский «Шрек». Dreamworks тоже искали «душу» в индейцах с конями и стимпанковской Атлантиде, но в какой-то момент они уловили дух времени, и рискнули поломать каноны. Героем оказался людоед, а злодеем – принц. Они вывернули наизнанку всю диснеевскую мифологию и научили детей видеть чёрное в белом и белое в чёрном. Disney выпускает «Лило и Стич». Хорошая попытка, но слишком поздно. С тех пор только Dreamworks остаётся главным поставщиком убойных шуток и стёба над традициями.
Читать