Проблема любого кинофестиваля – количество фильмов. Помимо конкурсной, на Одесском международном кинофестивале было ещё несколько программ – французская, российская, украинская, обзорно-фестивальная, спецпоказы, гала-премьеры, ретроспективы и т. д. Одному человеку увидеть всё не под силу, поэтому приходится выбирать. Как оказалось, залы на премьерах вроде «Меланхолии» или, например, «Пина 3D» напоминали трамваи в час пик, в то время как на фильмах конкурсной программы было много свободных мест. О чём это говорит? О том, что зритель не воспринимает фестиваль, как состязание фильмов, а более, как возможность увидеть громкие новинки. Зрителя можно понять – «Пину» вряд ли будут прокатывать в Украине, да и «Меланхолия» выйдет, в лучшем случае, ограниченно. С другой стороны, что бы сказали уважаемые прокатчики, увидев объявление «Все билеты на «Пину» проданы»? Что народу по-прежнему нужны только лишь простые динамичные фильмы по комиксам?

Больше всего на фестивалях «жалко» жюри. Особенно на таких летне-курортных, как Одесский или Каннский, или Венецианский. Что бы там не происходило прошлой ночью, какие бы принципиальные вопросы искусства не обсуждались в предрассветные часы за кружкой «чая», член жюри обязан быть на утреннем пресс-просмотре очередного фильма-конкурсанта, чтобы вынести в последний день свой вердикт. И жюри исправно приходило к 10 часам.
Когда в последний день фестиваля, после просмотра последнего конкурсного фильма, пытаешься угадать, кто же станет победителем, меньше всего обращаешь внимание не состав жюри и прочие внешние факторы – судишь сам, как свой собственный независимый суд, и… не попадаешь. После того, как все мыслимые и немыслимые призы в уме и сердце отданы «Альмании», решению наградить «Tomboy» по меньшей мере, удивляешься. Фильм, конечно, симпатичный, трогательный, острый… Затем следует классическое «но…», и кажется, что фильму, у которого есть «но…» не дают первых премий. Но после минутного раздумья, понимаешь, что жюри по-своему право – из всех фильмов «Tomboy» говорит о самом важном, и говорит очень правильно. Пусть и односторонне, но правильно. «Альмания» не нуждается в поддержке – она слишком ладно скроена и говорит на очень простом языке, а «Пацанку» нужно «двигать в народ». Просто потому что после такого фильма ты становишься немного лучше и добрее.

...
Читать