Настоящее кино о настоящей войне
Что это: героическая оборона в честном изображении.
На что похоже: «Спасение рядового Райана». Да-да-да.
Зачем смотреть: увидеть наконец-то хороший российский военный фильм.

Многие задавались вопросом – почему российские кинематографисты не умеют снимать о Второй мировой? Околовоенные фильмы, или фильмы о событиях в оккупации, и фильмы о послевоенном времени как-то удавались, например, «Свои», «Кукушка» и т. д. Если же фильм – о военных действиях, всё время какие-то «Сволочи» или даже «Гости из будущего» получаются. Или сказочные «Утомлённые солнцем-2. Предстояние». Но хочется ведь не фантазий на тему войны, а настоящего военного фильма. Комплекс рядового Райана какой-то. Не даёт нам покоя этот, чего уж там – прекрасный фильм.
Но русские, снимая кино о ВОВ, не могут быть холодноголовыми, как Спилберг. Им обязательно надо всунуть идею – если не о патриотизме, так о сталинских репрессиях. А нет идеи, так обязательно нужно нечто такое, что «никто ещё не показывал». Подростки-диверсанты или работники СМЕРШа, или бомбардировка алюминиевыми ложками. И всё удивлялись, что ж не получается, как у Спилберга? А потому только, что Спилберг не держал в голове никакой высокой идеи, не придумывал никаких спецотрядов девственниц-камикадзе или парусные танки, а просто хотел показать, как тяжело было американскому солдату на холодном французском побережье. Это называется «окопная правда». И как-то так получается, что сотни лет лучшие художественные произведения о войне создаются именно по принципу «окопной правды», не генеральской. Ни одна учительница литературы ещё не задавала детям выучить монолог Кутузова перед сражением, но каждый порядочный школьник помнит про «небо над Аустерлицем». И все писатели, создавшие прекрасные книги о войне, знали это – и Барбюс, и Ремарк, и Хемингуэй, и Шолохов, и Симонов. Появление на экране танков под полотнищами со свастикой, даже если подобные случаи на войне были и задокументированы, никого не шокирует так, как честный рассказ о банальных, казалось бы, солдатских судьбах. Всего этого, оказывается, в России не знали.
И скажите мне, чего же я мог ожидать от очередного военного российского фильма, снятого на государственные деньги, спродюсированного Игорем Угольниковым и поставленного никому не известным А. Коттом? Естественно, 4 ноября я пошёл на «Впритык». Но когда при прочтении отзывов на «Брестскую крепость», мои брови стали упираться в свежепокрашенный потолок, когда оценки на всех сервисах, «народная критика», стали зашкаливать за 90 %, я решил-таки сходить в кинотеатр. Неужели оно?! Неужели «наш ответ Голливуду»? Вернее, их… Оказалось – оно самое.
Читать